Interfax-Russia.ru — Красноярские ученые разработают специальную "диету" для мальков сибирского осетра, чтобы повысить их выживаемость в естественных условиях после переселения из рыбных питомников.
Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) совместно с коллегами из Енисейского филиала ФГБУ "Главрыбвод" исследовали взаимосвязь между содержанием жирных кислот омега-3 и омега-6 в организме мальков сибирского осетра (Acipenser baerii), выращенных в условиях аквакультуры, и выживаемостью этих рыб в естественной среде обитания.
"Жирные кислоты принимают участие в стрессовых реакциях организма у молодых рыб. Они входят в состав мембраны нервных клеток и принимают активное участие в формировании нервных тканей. Дефицит этих кислот у личинок и молоди рыб приводит к нарушению развития мозга, ухудшается реакция на стресс, снижается иммунитет, появляются аномалии развития", — сообщила доцент Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ Анастасия Рудченко.
Объектом исследования стала молодь осетра, выращенного на Белоярском рыбоводном заводе (Республика Хакасия, поселок Изыхские Копи).
"Рыбоводная икра была получена от диких производителей (сибирских осетров — ИФ), выловленных в естественной среде обитания, и доставлена на Белоярский рыбоводный завод для дальнейшей инкубации и подращивания молоди. Полученную личинку и молодь осетра кормили коммерческим кормом, произведенным в Нидерландах. Для проведения исследования нам предоставили пробы этих мальков на разных стадиях постэмбрионального развития, а также корм, который рыбы ели в период взросления", — пояснила Рудченко.
Изучив биологические показатели осетров на стадии развития зародыша в икринке и по мере взросления вылупившихся личинок, ученые пришли к выводу, что в первую очередь на состав и содержание жирных кислот в биомассе молоди этих рыб влияет их источник пищи.
Также специалисты выяснили, что полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) и докозагексаеновая кислота (ДГК) накапливаются в организме осетра именно в первый год жизни — от стадии предличинки до стадии сеголетка.
"Высокое содержание некоторых жирных кислот у предличинок и личинок осетра связано с питанием их матери в процессе поедания придонных организмов, водорослей и микроорганизмов. На стадии формирования органов у предличинки расходуются одни кислоты и избирательно накапливаются другие. Подрастая, мальки осетра теряют большое количество полезных кислот, получая из них энергию на активный рост", — пояснили в СФУ.
Также ученые исследовали состав корма из Нидерландов, которым кормили личинку и молодь осетра на Белоярском рыбоводном заводе. Как оказалось, несмотря на то, что корм обеспечивает сеголеток достаточным для выживания в естественных условиях запасом ПНЖК, он может вызывать увеличение размеров печени и ее ожирение у рыб, что в конечном итоге приводит к их гибели.
"На этой стадии работы мы не можем в полной мере оценить, является ли уровень содержания жирных кислот, получаемых из корма, достаточным для полноценного формирования нервной системы, развития моторных реакций, нормального функционирования зрительной и слуховой систем у осетров, выращиваемых в искусственных условиях на рыбоводном заводе", — сказала Рудченко.
Специалисты намерены продолжить исследование, чтобы получить более точные оценки выживаемости молоди сибирского осетра в реке Енисей, а также разработать качественный и сбалансированный корм, который помог бы в восстановлении популяции этих рыб.
Осетр сибирский обитает в бассейнах рек Оби, Енисея, Колымы и Лены. Достигает длины около 3 м и массы 200 кг — это самая крупная рыба в водоемах Красноярского края. Половозрелость осетра наступает довольно поздно: у самок на 20-25 году жизни (при длине тела 85-100 см и массе 4,5-8 кг). Самцы созревают на 2-3 года раньше (при достижении длины тела 75 см и массы более 3 кг). В Енисее осетр представлен двумя формами: жилой и проходной.
Нерестовая миграция проходного осетра с нагульных площадей (дельта Енисея) начинается за год до нереста, обычно в июне, и заканчивается в районе нерестилищ (район поселков Сумароково и Ворогово) в сентябре. Производители зимуют на глубоких местах — зимовальных ямах. На "ямах" скапливается большое количество особей, в этот период осетры находятся в малоподвижном состоянии, покрываются толстым слоем слизи и практически не питаются. Нерест происходит в июне-июле в средней части Енисея. При этом нерест у таких рыб не ежегодный, промежуток между икрометанием может составлять 4-5 лет.
Питается осетр, в основном, донными организмами: личинками хирономид, моллюсками, червями, амфиподами.
Максимальная зарегистрированная продолжительность жизни – 60 лет.
В 1950-х годах в бассейне Енисея вели активный промысел осетра. Чрезмерный вылов, браконьерство, а также загрязнение и изменение уровневого режима рек привели к практически полному исчезновению данного вида рыб.
В настоящее время сибирский осетр занесен в Красную книгу РФ как вымирающий вид — его вылов запрещен на всей территории страны без исключений. Последние несколько лет специалисты пытаются восстановить популяцию Acipenser baerii. Работа ведется в рамках приоритетного проекта "Сохранение сибирского осетра" (рассчитан до 2024 года), который включен в нацпроект "Экология".
Также в 2022 году российские власти значительно увеличили штрафы за вред водным биоресурсам, занесенным в Красную книгу РФ. Соответствующее постановление правительства вступило в силу 3 августа.
Согласно этому документу, дороже всего браконьерам придется заплатить за вылов осетровых и морских млекопитающих. К примеру, штраф за калугу теперь составляет 807,75 тыс. рублей, а за белугу — 826,5 тыс. рублей. Добыча сахалинского, балтийского, европейского осетра обойдется в 641,8 тыс. рублей, а сибирского и амурского — в 481,37 тыс. рублей. Килограмм икры "краснокнижных" осетровых будет стоить браконьерам 164,7 тыс. рублей, при этом икра белуги и калуги — 246,6 тыс. рублей. Такса за килограмм нелегальной лососевой икры — 82,36 тыс. рублей.
За вылов моржа (атлантического и лаптевского подвидов) браконьерам придется заплатить 172,6 тыс. рублей, за морскую свинью (балтийский и черноморский подвиды) — 250 тыс. рублей, за черноморскую афалину — 500 тыс. рублей. Такса за добычу косаток и нарвала составит 411 тыс. рублей.
Вылов кита (в зависимости от вида) обойдется от 1,918 млн до 1,438 млн рублей. Такса выплачивается за один экземпляр вне зависимости от размера и веса.
В границах особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зонах вред исчисляется в трехкратном размере.