Interfax-Russia.ru – Следствие возбудило уголовное дело в отношении двух пассажиров, устроивших драку на борту летевшего из Красноярска в Москву "Боинга-737".
Конфликт на борту самолета "Боинг-737" авиакомпании "Глобус", следовавшего из Красноярска в Москву, произошел вечером 15 декабря. Все началось с того, что стюард не разрешил нетрезвому пассажиру эконом-класса воспользоваться туалетной кабиной салона бизнес-класса. В ответ 45-летний мужчина избил возразившего ему бортпроводника, после чего командир "Боинга" принял решение прервать рейс и совершить вынужденную посадку в новосибирском аэропорту "Толмачево".
Сразу после приземления дебошира задержали правоохранительные органы, а 23-летнего стюарда с многочисленными ушибами и сотрясением мозга доставили в областную больницу, где ему оказали необходимую медицинскую помощь (от дальнейшей госпитализации сотрудник авиакомпании отказался). Лайнер дозаправили, и продолжил свой путь. Правда, из-за инцидента в "Домодедово" самолет прибыл с двухчасовым опозданием.
Как выяснилось в отделении полиции, авиахулиганом оказался москвич Андрей Третьяков. Как сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" источник в правоохранительных органах, с апреля 2010 года по июль 2011 года Третьяков занимал пост заместителя губернатора Челябинской области - руководителя постоянного представительства Челябинской области при правительстве РФ. С мая 2012 года по июнь 2013 года задержанный исполнял обязанности руководителя холдинга "Росгеология". Сейчас же по документам он проходил как безработный. Вместе с тем у Третьякова имелось удостоверение внештатного помощника министра природных ресурсов РФ. При этом на документе не было ни печати, ни срока его действия.
16 декабря транспортная полиция возбудила в отношении Андрея Третьякова уголовное дело по ч.1 ст.213 УК РФ (хулиганство). Предполагалось, что расследованием инцидента на борту "Боинга-737" займутся полицейские, однако уже на следующий день дело, вызвавшее общественный резонанс, было решено передать Следственному комитету.
"В связи с тем, что уголовное дело по факту незаконных действий Андрея Третьякова на борту воздушного судна приобрело широкий общественный резонанс, оно решением прокурора изъято из следственных органов МВД и передано для расследования в Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СК России", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Владимир Маркин.
По его словам, даже если квалификация поступка Третьякова в дальнейшем не изменится, "следователи намерены расследовать это дело всесторонне, объективно, со всей принципиальностью, учитывая ту опасность, которой подверглись пассажиры самолета".
"Следствие в ближайшее время обратится в суд с ходатайством об избрании в отношении Третьякова меры пресечения в виде заключения под стражу. Если суд удовлетворит ходатайство следствия, то, я думаю, что у него появится возможность демонстрировать свою "крутизну" среди совершенно другой аудитории", - подчеркнул Маркин.
По его словам, в настоящее время дебошир находится под административным арестом. Будет ли он заключен под стражу суд города Обь (Новосибирская область) решит 20 декабря. Между тем, пострадавший бортпроводник уже подал заявление о привлечении Третьякова к уголовной ответственности за нанесение побоев.
Как сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" старший помощник руководителя Западно-Сибирского СУ на транспорте Антон Чернышов, следствие планирует опросить очевидцев происшествия, назначить судебно-медицинскую экспертизу потерпевшему, собрать и изучить видео, касающееся инцидента, а также провести иные следственные действия.
Что же касается самого Третьякова, то он, по всей видимости, почуяв неладное, все-таки решил извиниться перед экипажем.
"Я приношу извинения, прежде всего перед бортпроводником, экипажем самолета", - сказал он журналистам.
При этом он заявил, что не считает себя виновным в инциденте. "Произошел межличностный конфликт между мной и бортпроводником, возникший на почве пользования туалетом в передней части салона", - сказал дебошир.
Он также признался журналистам, что действительно употреблял алкоголь перед полетом. "Я выпил три коктейля. Возможно, поскольку я соблюдаю пост, это подействовало как-то слишком сильно", - сказал он.
Третьяков также уточнил, что в настоящее время является членом совета директоров ряда предприятий, входящих в ОАО "Росгеология".
Позднее фигурантом уголовного дела стал и спутник Андрея Третьякова Александр Зуйченко.
"Следователи СКР установили, что на борту этого же самолета противоправные действия совершались не только Третьяковым, но и его знакомым Александром Зуйченко. Вместо того чтобы унять разбушевавшегося Третьякова, Зуйченко применил физическое воздействие и угрожал убийством пассажиру, который попытался урезонить дебошира", - сказал Маркин "Интерфаксу".
Он отметил, что в отношении Зуйченко следствие также возбудило уголовное дело – на этот раз по статье 119 УК РФ (угроза убийством). Также Маркин сообщил, что второй предполагаемый авидебошир уже прибыл в Московское межрегиональное управление на транспорте СКР. В настоящее время с ним работают следователи.
"Пока такие действия авиадебоширов не закончились трагедией, со своей стороны хочу в очередной раз предостеречь подобных "героев", которые в пьяном угаре показывают свою "крутизну" законопослушным пассажирам в самолетах: такие "подвиги" для них будут заканчиваться как минимум возбуждением уголовного дела, а как максимум - немедленным арестом", - добавил Маркин.
Он напомнил, что не так давно за подобную выходку на борту самолета, следовавшего из Москвы в Хургаду, поплатился 54-летний саратовский предприниматель Сергей Кабалов. 9 декабря присяжные Мособлсуда признали его виновным в попытке угона воздушного судна. Теперь дебоширу грозит до 12 лет лишения свободы.
Помимо следователей, участившимися случаями пьяных дебошей на борту самолетов обеспокоены и в Общественной палате РФ.
"Для того чтобы искоренить так называемые "авиадебоши", необходим целый ряд конкретных шагов: во-первых, хулиганские действия на борту воздушного судна нужно квалифицировать как угрозу терроризма", - заявил член комиссии палаты по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с правоохранительными органами Дмитрий Галочкин.
По его мнению, наказание за подобные поступки должно быть суровым и неотвратимым, чтобы злоумышленник и его возможные последователи в будущем понимали, что речь идет "не о праздной пьяной разборке, а об акте, имеющем реальную опасность для жизни и здоровья сотен пассажиров и экипажа". При этом, как считает член палаты, одной из мер в борьбе с подобными инцидентами может стать повышение штрафа за хулиганство.
"Помимо лишения свободы, считаю важным повысить планку штрафов за данную категорию преступлений. Дебоширов, безусловно, надо наказывать рублем, потому что авиакомпании несут большие убытки в таких ситуациях", - сказал он.
Кроме того, как считает Галочкин, чтобы решить проблему хулиганства на борту, необходимо расширить полномочия сотрудников авиационной безопасности и оснастить их спецсредствами для нейтрализации дебоширов.
"Необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую права и обязанности сотрудников авиационной безопасности, чтобы во время полета они имели право ограничивать дебоширов в действиях, при необходимости не просто оказывать сопротивление преступнику, но и задерживать его. Также считаю важным предусмотреть спецсредства, которые можно было бы эффективно использовать для охраны пассажиров. Например, шокеры, наручники, чтобы ограничить бандита в движении и максимально его нейтрализовать", - сказал он.
О том, что 213-ю статью УК РФ (хулиганство) необходимо совершенствовать говорит и заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора Михаил Аскеров.
"Сейчас, возбуждая дело о грубом нарушении общественного порядка, правоохранительным органам каждый раз приходится выяснять: а было ли оружие или какой-то предмет в этом качестве - например, стакан или бутылка. Если оружия не было, человека нельзя признать хулиганом - и он избегает ответственности, хотя он и действовал с явным неуважением к обществу, нарушал порядок", - сообщил он "Российской газете".
По словам зампрокурора, в предыдущей редакции УК (206 статья УК РСФСР) такого обязательного квалифицирующего признака, как оружие, не существовало, что, по мнению Аскерова, было более правильно.
"Еще один вариант совершенствования законодательства - ввести специальную статью в УК о грубом нарушении общественного порядка на транспорте, будь то автобус или самолет. Это позволило бы привлекать к ответственности авиадебоширов, которых становится все больше", - отметил он.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"