Interfax-Russia.ru - Новосибирские инженеры создали специальную тележку для мониторинга состояния железнодорожных путей.
Программно-аппаратный комплекс, который позволяет оценить состояние железнодорожный путей, разработали специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС).
"Этот комплекс представляет собой тележку на рельсовом ходу, оборудованную комплектом устройств для определения параметров геометрии рельсовой колеи и ее положения в пространстве", - сообщил Interfax-Russia.ru один из разработчиков, инженер научно-исследовательской лаборатории "Путеиспытательная" СГУПС Павел Труханов.
Как пояснил специалист, комплекс может не только фиксировать неровности рельсов, но и их положение, отмечая места, где пути деформировались и находятся выше или ниже нужного уровня.
Сейчас, по словам специалиста, раньше для этих целей использовались только специализированные железнодорожные машины, однако применение такой техники требовало не только изменения в графике движения поездов, но и серьезных денежных затрат.
"Наша же тележка устанавливается в интервалах между движениями поездов. За это время комплекс осуществляет съемку пути. При приближении поезда тележка снимается, а затем, когда состав проедет, снова устанавливается. Стоимость оборудования – около 1 млн рублей", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
Что касается применения разработки, то, по словам ее автора, заведующего кафедрой "Геодезия" СГУПС Владимира Щербакова, в основном комплекс будет использоваться для создания цифровых моделей пути.
"Это, по сути, такая база данных, где содержится как спутниковая, так и линейная система координат железной дороги со всеми существующими на ней элементами инфраструктуры. Сейчас решением руководства ОАО "РЖД" цифровые модели пути будут делать для всей сети железных дорог России. Наша тележка по всем своим функциональным возможностям как раз подходит для решения этих задач", - сообщил он Interfax-Russia.ru.
Также, по словам Щербакова, комплекс может применяться при осуществлении натурных съемок плана и профилей железнодорожных путей. Кроме того, он поможет специалистам оценить качество недавно проведенного ремонта определенного участка.
"Сначала делается оценку состояния железных дорог и по ней уже выдается заключение об их соответствии нормативным требованиям и проектным параметрам", - пояснил специалист.
Аналогичные технологии, по словам Щербакова, существуют и на Западе. Однако в отличие них разработка новосибирских инженеров уже адаптирована под российские стандарты.
"Причины железнодорожных аварий бывают разными. Один случай, может быть, связан с неисправностью ходовой тележки, другой – с проблемами на самой железной дороге, третий – с ошибкой машиниста. Вообще у РЖД хорошо организована система контроля, но, как и в любой системе, в которой присутствует человеческий фактор, полностью исключить вероятность ошибки, к сожалению, нельзя. Поэтому чем выше автоматизация, тем надежнее", - сказал Щербаков.
Как известно, последняя крупная железнодорожная авария произошла в мае этого года в Нарофоминском районе Подмосковья, когда на перегоне "Бекасово - Нара" грузовой состав столкнулся с пассажирским поездом "Москва-Кишинев". Жертвами катастрофы стали шесть человек (все - граждане Молдавии), еще более 50 пострадали. Причиной ЧП, как сообщили "Интерфаксу" в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта РФ, оказался так называемый "выброс пути". Этим термином называется самопроизвольная разрядка температурного напряжения в рельсах, когда они приобретают остаточные деформации и становятся непригодными для работы в пути. Часть шпал раскалывается, щебень с балластной призмы отбрасывается.
"Причиной схода вагонов явился "выброс пути", который стал возможен из-за нарушения нормативных актов в процессе текущего содержания пути и технологии производства работ по (его - ИФ) рихтовке работниками структурного подразделения РЖД", - сказал собеседник агентства.
Аналогичная фраза содержится и в техническом заключении по факту происшествия, произошедшего в Подмосковье на участке Нара-Бекасово-I. Документ подписан председателем комиссии по расследованию инцидента, главой Ространснадзора Александром Касьяновым. Кроме того, по данным ведомства, непосредственно причастными к причинам инцидента считаются работники московско-киевской дистанции пути (входит в московскую дирекцию инфраструктуры - подразделение центральной дирекции инфраструктуры РЖД).
Как выявила комиссия, ими были нарушены технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, инструкция по текущему содержанию пути, правила технической эксплуатации железных дорог РФ, федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ", инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, правила технической эксплуатации железных дорог РФ, положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ.
"Копия технического заключения передана в РЖД, на Московскую железную дорогу (региональное подразделение монополии - ИФ) и в московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ. Расследование происшествия продолжается", - заявили "Интерфаксу" в Ространснадзоре.
Впрочем, в этом году железнодорожные аварии происходили и в других регионах страны. Так, например, 20 февраля в Приморье на перегоне Находка – станция Кузнецово Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) с путей сошли 12 грузовых вагонов с углем и древесиной. Авария повлекла за собой нарушение энергоснабжения и габарит нечетного пути. Также ЧП повлияло и на работу пригородных поездов. К счастью, ЧП обошлось без пострадавших. Движение поездов дальнего следования нарушено не было. Причиной аварии, по мнению экспертов, стал излом боковой рамы тележки одного из вагонов.
За день до этого железнодорожная авария произошла на перегоне Жанна – Малоковали в Забайкальском крае, где с рельсов сошли пять вагонов с алюминием. В результате происшествия был нарушен габарит соседнего пути. ЧП привело к задержке двух поездов - N43 "Хабаровск – Москва" и N108 "Новокузнецк – Владивосток", а также двух пригородных электричек. Аварию ликвидировали восстановительные поезда станций Могоча и Ерофей Павлович, а также более 80 работников хозяйства пути Забайкальской дирекции инфраструктуры.
Кроме того, в тот же день сход с рельсов колесной пары локомотива грузового поезда с порожними вагонами произошел еще на одном участке Забайкальской железной дороги – перегоне Мадалан - Тахтамыгда Свободненского района в Амурской области. Для ликвидации последствий происшествия железнодорожники задействовали восстановительный поезд станции Сковородино.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"