Иркутск. 20 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Иркутская область и ОАО "РЖД" намерены подписать меморандум о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды между регионом и госкомпанией, сообщил и.о. зампредседателя облправительства Теймур Магомедов в четверг на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Иркутске.
"Российские железные дороги" заключают с Иркутской областью рамочное соглашение, беря на себя ряд принципиальных обязательств по прозрачности своей деятельности по реализации всех работ в Центральной экологической зоне озера Байкал (при расширении Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей - ИФ)", - сказал Магомедов.
По его словам, РЖД в постоянном режиме будут освещать ход работ на каждом объекте в рамках модернизации БАМа и Транссиба.
"Это видеонаблюдение на каждом участке работ, подразумевающее онлайн-трансляцию в интернет всего того, что там происходит. Это нахождение в открытом доступе регламента работ: что конкретно делается, кто подрядчиком является, какие сроки проведения работ. На каждом объекте информационные аншлаги - что, как, когда и прочее. Дальше - это "горячая линия", куда можно будет задать все вопросы", - сказал и.о. зампреда.
Кроме того, РЖД будут ежемесячно представлять отчет о проделанной на объектах работе путем проведения пресс-мероприятий.
"Также достигнута договоренность, что РЖД помимо проведения работ в полосе отвода берет на себя обязательство по сопровождению ряда экологических программ, связанных с охраной озера Байкал. В частности, восстановление популяции ряда краснокнижных животных, патронаж нескольких региональных памятников природы, экологическое просвещение, такие как правильное обустройство Кругобайкальской железной дороги", - сказал Магомедов.
Подписание меморандума состоится 27 августа, в регион прибудет гендиректор - председатель правления РЖД Олег Белозеров.
Магомедов добавил, что областными властями была проведена предварительная оценка проектов РЖД по расширению БАМа и Транссиба в районе Байкала, которые уже прошли необходимые экспертизы и получили заключения.
"Мы понимаем, что никаких масштабных рубок не будет в Центральной экологической зоне. Будут небольшие действительно вырубки лесов, не особо ценных, они будут происходить, как правило, в полосе отвода для расширения тех или иных инженерных моментов, также для экологизации Транссиба, БАМа. В частности, оборудование современных очистных сооружений, мест для мойки колес, исключающих попадание сточных вод в Байкал и на прибрежные местности", - сказал и.о. зампреда.
Председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы Вера Шленова отметила, что за ходом работ по расширению железнодорожных магистралей возле Байкала будет вестись общественный контроль.
"Решили с общественными организациями, что будем осуществлять общественный контроль", - сказала Шленова.
Госдума РФ в июле приняла закон, который до 31 декабря 2024 года выводит строительство и реконструкцию объектов Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, позволяется проводить сплошную вырубку леса на Байкале.
Закон позволяет при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры переводить земли лесного фонда в земли иных категорий, после чего допускается проведение сплошных рубок. Перечень таких объектов будет установлен правительством, туда запрещено включать объекты, предназначенные для постоянного или временного проживания граждан, а также объекты рекреационной и иной деятельности, не связанной с обеспечением функционирования БАМа/Транссиба.
РЖД профинансирует восстановление численности сокола балобана в Прибайкалье
ОАО "РЖД" выделит финансирование на мероприятия по восстановлению численности краснокнижного сокола балобана в Прибайкальском национальном парке Иркутской области, сообщил и.о. зампредседателя правительства региона Теймур Магомедов.
"У нас на территории Прибайкальского национального парка есть проблема с нашим соколом балобаном. Здесь РЖД взяли на себя обязательство провести мероприятия по финансированию науки и сами мероприятия по восстановлению численности. То есть даже путем привоза сюда особей для содействия размножению, восстановлению популяции краснокнижника, который находится здесь", - сказал Магомедов.
Сокол балобан - глобально редкий вид, внесен в Международную Красную книгу, Красные книги России и Иркутской области. Обитает на южных горах Сибири, в Предбайкалье и Забайкалье по Селингинской степи, встречается на территории Казахстана, в Средней и Центральной Азии. Ареал обитания простирается вдоль Центральной и Восточной Европы. На зимовку балобан мигрирует в северные районы Южной Азии и локальные территории Африки. В 1997 году был замечен в период гнездования на западе Германии. Птица находится под угрозой исчезновения из-за быстрого сокращения популяции на центрально-азиатских гнездовых территориях, информирует сайт Красной книги России.
На европейской территории России находится 120-150 гнездящихся пар - в предгорье Алтая, Минусинской котловине и на склонах горных хребтов. В южной Туве одна пара балобанов приходится на 50-100 кв. км. В азиатской части России популяция птицы составляет более 1 тыс. пар.
На сайте ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" сообщается, что в Иркутской области балобан населяет лесостепные массивы. В прошлые годы отмечалось гнездование вида на территории Прибайкальского нацпарка. Традиционно используется, как ловчий сокол, что создает небывалый пресс лова на природные популяции балобана.
В пресс-службе учреждения агентству "Интерфакс-Сибирь" уточнили, что во время последних учетов гнезд балобана в Прибайкальском нацпарке не зафиксировали. Пролетные птицы есть, но буквально единичные экземпляры.
Как сообщалось, Иркутская область и ОАО "РЖД" намерены 27 августа подписать меморандум о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды между регионом и госкомпанией. В частности, достигнута договоренность, что РЖД берет на себя обязательство по сопровождению ряда экологических программ, связанных с охраной озера Байкал. Речь идет в том числе о восстановлении популяции ряда краснокнижных животных, патронаже нескольких региональных памятников природы, экологическом просвещении.
Более 100 участков БАМа и Транссиба в районе Байкала требуют модернизации, на 34 работы уже идут
Более 100 участков Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в районе озера Байкал требуют модернизации, на 34 из них работы уже идут, сообщил замначальника Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал ОАО "РЖД") Александр Парщиков.
"Сегодня существует 108 участков, где необходимо произвести модернизацию. (...) Сегодня на 34 ведутся работы, все эти проекты прошли экологическую экспертизу", - сказал Парщиков.
Он отметил, что в настоящее время сплошная вырубка лесов для расширения мощности БАМа и Транссиба не предусматривается. Он добавил, что, когда строилась первая из магистралей, сразу же укладывалась насыпь под второе полотно дороги.
"Если оценивать 34 проекта, которые мы уже реализуем, то вырубка от 0,1 до 10 га по этим 34 объектам. Не более 10 га. То есть о какой-то сплошной рубке речи не идет", - сказал Парщиков.
В целом рубки лесов в районе Байкала для развития БАМа и Транссиба затронут территорию не более 41 га в Иркутской области и Бурятии.
Замначальника ВСЖД добавил, что уже реализуемые 34 проекта включают мероприятия по строительству очистных сооружений, установке шумозащитных экранов, восстановлению лесов и запасов рыбы в Байкале и впадающих в него реках.
"На сегодняшний день на этих 34 объектах семь с лишним километров шумозащитных экранов ставятся, строительство девяти очистных сооружений, порядка на 12 объектах на сумму более 6 млн идут компенсационные мероприятию по возмещению ущерба по рыбных запасам и порядка 30 га с лишним восстановления леса", - сказал Парщиков.
Он уточнил, что более 20 га леса будут восстановлены в сентябре.
Ранее сообщалось, что Иркутская область и ОАО "РЖД" намерены 27 августа подписать меморандум о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды между регионом и госкомпанией. РЖД в постоянном режиме будут освещать ход работ на каждом объекте в рамках модернизации БАМа и Транссиба, в том числе организует видеонаблюдение с онлайн-трансляцией в интернет. Также достигнута договоренность, что РЖД берет на себя обязательство по сопровождению ряда экологических программ, связанных с охраной Байкала.
Госдума РФ в июле приняла закон, который до 31 декабря 2024 года выводит строительство и реконструкцию объектов Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, позволяется проводить сплошную вырубку леса на Байкале.
Закон позволяет при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры переводить земли лесного фонда в земли иных категорий, после чего допускается проведение сплошных рубок. Перечень таких объектов будет установлен правительством, туда запрещено включать объекты, предназначенные для постоянного или временного проживания граждан, а также объекты рекреационной и иной деятельности, не связанной с обеспечением функционирования БАМа/Транссиба.