Омск. 26 ноября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Треть автобусного парка не вышла в четверг на маршруты в Омске из-за долгов за ГСМ перед "Газпром нефтью", которые не позволяют муниципальным транспортным предприятиям города приобретать необходимое количество топлива, сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" начальник отдела организации перевозок департамента транспорта Игорь Кожухов.
Причина сложившейся ситуации - в долге муниципалитета перед "Газпром нефтью", который составляет около 150 млн рублей. В связи с этим компания перестала отпускать топливо омским автотранспортным предприятиям.
"Сегодня вечером должны состояться тройные переговоры администрации города, руководства омского филиала "Газпрома" и головного офиса в Санкт-Петербурге. Думаю, какая-то точка в этом вопросе будет поставлена", - сообщил И.Кожухов.
Как сообщалось, с понедельника на дорогах города наблюдается значительное сокращение муниципальных автобусов: у парков нет денег на топливо. Вчера, по информации департамента транспорта, на линию вышло около 200 машин, сегодня предприятия смогли найти средства, чтобы заправить 300. От ПАТП NN2, 4 и 7 вышло по 60-70 машин, ПАТП N8 пока единственное, которое работает в полном объеме и сегодня обеспечивает на дорогах треть всех автобусов.
"В октябре, когда мы выпускали 450 автобусов ежедневно, затраты на ГСМ составляли 45 млн в месяц. Вчера нам выделили 20 миллионов из бюджета, на эти деньги частично мы сегодня заправили машины. Еще 34,5 миллиона запланировано на декабрь. Плюс какую-то выручку мы привозим с линий. Насколько хватит этих денег, сказать сложно", - отметил И.Кожухов.
В связи с экономией ГСМ транспорт выходит на магистрали в часы пик - утром и вечером. Днем автобусы стоят. Предприятия стараются выпустить машины на маршруты с наибольшим пассажиропотоком, чтобы заработать денег на завтрашнее топливо, а также выдать работникам зарплату.
По словам И.Кожухова, причин, которые привели к задолженности, несколько. Изначально в сотрудничестве омских автопарков с "Газпром нефтью" сформировался авансовый механизм поставки топлива. Предприятия заправлялись, а через месяц производили расчет. Таким образом задолженность в 45-50 млн рублей в последние годы была стандартным явлением. Ситуация усугубилась с лета этого года. В июне Омский областной суд отменил решение РЭК об установлении тарифа для частных перевозчиков в размере 20 рублей. Таким образом, стоимость проезда в маршрутных такси снизилась до 18 и стала равной проезду в муниципальном транспорте. Это повлекло отток части пассажиров из муниципального транспорта на частный. Вторым обстоятельством стало крупное ДТП на Сыропятском тракте с участием грузового КамАЗа и муниципального пассажирского автобуса ЛиАЗ, который выполнял частный заказ и перевозил сотрудников птицефабрики "Сибирская". В результате трагедии 16 человек погибли, 11 пострадали. Областная прокуратура провела проверки во всех ПАТП, выявив нарушения законодательства в части переработки водителями нормы рабочего времени. Как отмечает И.Кожухов, департамент транспорта "закрывал глаза" на переработки, чтобы водители могли получать более достойную зарплату. Предписание о запрете на переработку повлекло за собой сокращение выпуска в линию автобусов и, соответственно, снижение объемов выручки.
"В целом причина образовавшегося долга - снижение доходности муниципальных предприятий. Обычно в месяц прибыль ПАТП составляла 4 млн рублей в будни, с июля она сократилась на 1 млн. Таким образом с июля общая выручка муниципальных парков упала на 20 млн рублей в месяц. Прошло пять месяцев, и вот они, 100 млн дополнительных непредвиденных убытков, которые сыграли свою роль и привели к сегодняшней ситуации", - сказал И.Кожухов.
Он добавил, что сейчас все парки подали заявки в РЭК на рассмотрение тарифа на 2016 год. Как будет решен вопрос, неизвестно. Но, как предполагает департамент транспорта, итоговый тариф окажется традиционно ниже.