Новосибирск. 21 октября. ИНТЕРФАКС - Люди в эпоху верхнего палеолита не ограничивались линейными орнаментами, используя порой достаточно сложные виды симметрии, сообщил заведующий отделом археологии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Геннадий Хлопачев на научной конференции "Знаки и образы в искусстве каменного века" в Новосибирске в понедельник.
"В различных вариантах линейных орнаментов преимущественно использовались зеркальный и скользящий тип симметрии, но в верхнем палеолите эта симметрия была не единственной. Например, замечательный предмет со стоянки Дорошивцы III демонстрирует совершенно удивительную симметрию, так называемую реверсивную, то есть помещение замкнутых "предметов" друг в друга, центрическая симметрия - примеры известны только на Мезенской стоянке", - сказал он.
Наиболее удивительным, сказал Хлопачев, является использование так называемой "симметрии Фибоначчи" в палеолитических орнаментах.
"Получается такая скрученная спираль с разворотом фигуры и постепенным ее уменьшением. Если отбросить некоторые неточности, свойственные этому времени, мы имеем "золотое сечение" (отношение частей и целого, при котором отношения частей между собой и наибольшей части к целому равны - ИФ) в палеолите", - сказал он.
При этом, отметил он, фигуративное и нефигуративное искусство могли дополнять друг друга.
"Например, как в этом замечательном зарайском бизоне (фигурке бизона с Зарайской стоянки в Московской области - ИФ), у которого грива выполнена рядом смыкающихся косых углов, при этом совершенно очевидно, что тот натурализм, то мастерство, с которым с которым выполнен этот предмет, не оставляет сомнений, что при желании они так же реалистично могли бы выполнить и гриву. Но они посчитали необходимым включить туда орнаментальный, абстрактный элемент", - сказал он.
По мнению ученого, сочетание нефигуративных и фигуративных элементов усиливало восприятие фигуры зрителем.