Новосибирск. 23 марта. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые сектора оптико-микроволновой диагностики Института физического материаловедения Сибирского отделения РАН (ИФМ, Улан-Удэ) выявили деформации на участке БАМа (Байкало-Амурская магистраль) в районе Северомуйска, говорится в сообщении на сайте СО РАН.
Изыскания проводятся в рамках поручений президента РФ, связанных с расширением БАМа и Транссиба.
Отмечается, что состояние и динамика существующих объектов может быть изучена с использованием современных космических технологий спутниковой радиолокации.
"Так, сотрудниками сектора оптико-микроволновой диагностики ИФМ СО РАН выполняются мониторинговые исследования земной поверхности из космоса с использованием данных радиолокаторов ALOS-2 PALSAR-2, TerraSAR-X/TanDEM-X и Sentinel-1. В результате радиолокационного интерферометрического мониторинга северных районов Бурятии были обнаружены протяженные и локальные участки деформаций земной поверхности в районе п. Северомуйск", - говорится в сообщении.
В этом районе, по данным Sentinel-1, полученным в летние месяцы в 2017-2020 гг., выявлены элементы инфраструктуры участка БАМ со скоростями смещения (наклонного удаления) относительно спутника более 10 мм/год.
"Помимо обозначенных, выявлены также и другие участки деформаций БАМ, в том числе в районе Северомуйского тоннеля", - говорится в сообщении.
Как сообщалось, ранее ученые РАН обратились в РЖД и правительство РФ с предложением пересмотреть проект строительства второго Северомуйского тоннеля на БАМе и проложить трассу по ландшафту, а не под землей.
Ученые отмечали, что существующий первый Северомуйский тоннель построен над тектоническим разломом, вдоль трассы второго тоннеля также идет разлом, где формируется совокупность землетрясений, идет дробление пород и миграция подземных вод, образование карьеров.