Новосибирск. 2 декабря. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Исследователи из Новосибирского государственного университета, Института археологии и этнографии (Новосибирск) и Сибирского федерального университета пришли к выводу об уникальности небольших костяных скульптур из коллекции позднепалеолитического комплекса Усть-Кова в Северном Приангарье, сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири".
Отмечается, что находки в комплексе Усть-Кова, затопленном после постройки Богучанской ГЭС, были сделаны еще в 1980-е гг., однако фигурки из бивня мамонта содержали следы красной и черной краски. В то время изучать эти фрагменты цветного материала не представлялось возможным: не было подходящих техники и технологий.
Небольшая скульптура мамонта выглядит как приплюснутая, слегка изогнутая заготовка, в фигурке можно отличить большую, наклоненную вперед голову мамонта с крутым затылком, короткие, немного массивные передние и задние ноги. Поверхность артефакта была окрашена красновато-коричневым пигментом, а затем покрыта черным, но со временем выцвела. Исследуя ее под микроскопом, ученые обнаружили, что следы черной краски покрывают тело животного пятнами, а красная - точнее, красновато-коричневая - сохранилась редкими скоплениями в полостях артефакта.
Другая находка имеет несколько интерпретаций: некоторые исследователи считают, что это птичка на гнезде, другие - что это нерпа. В пользу последнего предположения говорит то, что там, где должна быть голова животного, древним мастером выполнены вибриссы (осязательные длинные жесткие волосы). Кроме того у фигурки гладкий профиль спины, напоминающий форму млекопитающего.
Практически вся поверхность находки имеет следы интенсивной полировки, под которой на отдельных участках можно различить следы скребкового ножа (скобеля).
Ученые прибегали к использованию метода обработки программой DStretch полученного под микроскопом изображения. Суть в том, что компьютер автоматически собирает пиксели одного тона или цвета, а в итоге на фотографии видны новые силуэты или распространение краски. На фигурке нерпы видны отдельные следы таких пятен, а на мамонте красная краска была отмечена практически на всей поверхности.
"У образцов скульптуры мамонта отмечен схожий состав красного и черного пигментов с преобладанием кальция и примерно одинаковым содержанием железа и кремния, алюмосиликатов. В целом их элементная структура отличается от фрагментов краски, использованных для окрашивания предметов личного украшения", - говорится в публикации.
Ученые искали сходство с культурой близлежащих территорий, например, сравнивая с археологическим памятником Мальтой, где представлена развитая традиция обработки бивня: из этого материала изготавливались не только предметы искусства, но и бытовые вещи.
"Когда находки только появились в 1980-х годах, то была попытка найти нечто подобное на территории Сибири и в целом в России. В итоге предметов, полностью аналогичных скульптуре мамонта или нерпы, найдено не было. То есть по своей уникальности они выделяются из всех произведений искусства того периода на территории Северной Евразии", - отмечает профессор кафедры археологии и этнографии НГУ Людмила Лбова, слова которой приводит издание.
Из-за затопления памятника и недостаточной сохранности полевой документации сейчас возникает много вопросов о точном возрасте артефактов, о тафономии (как находки лежали в культурном слое), и эта дискуссия остается открытой.