Томск. 24 апреля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Блокировка работы интернет-сервисов ведет к репутационным издержкам для томских IT-компаний, считает ряд представителей отрасли, опрошенных "Интерфаксом".
"Во вторник утром по томскому времени мы "налетели" на блокировки. Оказались заблокированными адреса, где у нас расположен один из вспомогательных серверов мониторинга доставки видеосигнала. Пострадало почти 30 клиентов", - заявил "Интерфаксу" президент группы компаний Elecard Андрей Поздняков.
Elecard специализируется на разработке программного обеспечения для обработки, передачи и приема видео- и аудиосигналов. Головной офис ГК находится в Томске, подразделения работают в Калифорнии (США) и Вьетнаме.
"Хорошо, что не попал под раздачу основной центр. Но кто его знает, что будет завтра. Так что все серверы мониторинга переводим за границу", - сказал А.Поздняков.
Он подчеркнул, что финансово компания не пострадала. "Но репутационные издержки довольно высокие - что за сервис по мониторингу доставки (видеосигнала - ИФ), если он сам бывает недоступен?" - задается вопросом президент Elecard.
Гендиректор ООО "Сибэдж" (разрабатывает ПО на заказ) Александр Калинин также указывает на репутационные риски для компании от действий Роскомнадзора.
"Ущерб пока - сугубо репутационный и, скорее, отложенный. Наши иностранные коллеги стали увеличивать свои риски в работе с нами. К чему это приведет, пока не понятно. Сценарии могут быть самые негативные", - сказал А.Калинин "Интерфаксу".
Он отметил, что блокировки Telegram и Google пока не привели к сбоям в работе компании, и переносить серверы за рубеж компания не планирует. "Чтобы убирать эти риски, может потребоваться не сервера перевозить, а целые команды", - резюмировал он.
Представитель еще одной IT-компании на условиях анонимности сообщил агентству, что в качестве ответа на действия регулятора компания организовала работу прокси- и VPN-серверов за рубежом. "Ущерб нам от действий Роскомнадзора - 3 евро в месяц", - сказал он.
В то же время предприниматель Даниил Ханин, основавший ряд интернет-проектов в сфере b2b, сообщил агентству, что действия Роскомнадзора не затронули его бизнес. "Ущерба пока нет, или я его не почувствовал. Перенос серверов из РФ мы запланировали, но по причине, не связанной с Роскомнадзором: в Томске держать сервер в 2-5 раз дороже, чем в Германии", - пояснил Д.Ханин.
Технический директор ГК "Ключ-телеком" (местный интернет-провайдер) Александр Сваровский сообщил агентству, что клиенты жалуются на недоступность сервисов, в том числе, Youtube.
"Заявления РКН о том, что проблемы - только у мелких операторов, которые не имеют нормальных средств фильтрации и ограничивают доступ по IP, считаю несостоятельными, так как в реестре стоит тип блокировки "IP-адрес полностью", - отметил А.Сваровский.
При этом местный оператор не предпринимает действий по восстановлению работоспособности сервисов Telegram и Google, действуя в рамках правового поля.
"Ущерб здесь - только репутационный. Из-за того, что некоторые большие игроки рынка несвоевременно исполняют требования Роскомнадзора или не исполняют вовсе, нам приходится объяснять клиентам, почему у нас что-то не работает, а у них - работает", - считает он.
Представитель провайдера также добавил, что вся инфраструктура компании - локальна, в связи со спецификой бизнеса переводить серверы даже в другой город не выгодно.
Между тем не все опрошенные представители IT-бизнеса склонны драматизировать ситуацию. Гендиректор ООО "ИндорСофт" (разрабатывает ПО для проектирования автодорог) Алексей Скворцов заверил "Интерфакс", что блокировки не затронули инфраструктуру компании.
"Наши серверы физически организованы в виде 5 зеркал на площадках в Москве и в Томске. Ни один из наших IP-адресов не был заблокирован", - сказал А.Скворцов.
По его словам, клиенты "ИндорСофта" находятся, в основном, в России и в СНГ. "Переводить (серверы - ИФ) за рубеж не будем из-за геополитики. Там еще неопределеннее", - уточнил он.
Комментируя конфликт с Telegram, А.Скворцов отметил, что Роскомнадзор действует в рамках норм, принятых законодательными органами власти. "Все вопросы - не к нему, а к депутатам", - сказал он.
"Кроме Telegram большинство компаний выполняют требования нашего законодательства: это - и Microsoft, и Google, и Facebook, и VKontakte", - добавил А.Скворцов.
Ранее сообщалось, что Таганский суд Москвы 13 апреля принял решение о блокировке мессенджера Telegram на территории России. 16 апреля Роскомнадзор направил операторам связи информацию об ограничении доступа к "Телеграму". 17 апреля адвокаты Telegram сообщили, что обжаловали немедленную блокировку мессенджера. Несмотря на усилия заблокировать мессенджер, Telegram пока частично сохраняет работоспособность в Рунете.
Между тем в воскресенье пользователи Google начали жаловаться на работу сервисов компании в России, в понедельник зафиксированы проблемы с доступом к сайту Google, почтовому сервису Gmail и видеохостингу YouTube. В этот день Роскомнадзор внес в реестр запрещенной информации ряд IP-адресов компании Google, объяснив это тем, что "Google на сегодняшний день не удовлетворил требования Роскомнадзора и в нарушение вердикта суда продолжает позволять компании Telegram Messenger Limited Liability Partnership использовать свои IP-адреса для осуществления деятельности на территории России".