Омск. 28 апреля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Омского технического университета (ОмГТУ) предложили новый способ выброса остатков ракетного топлива, который позволит снизить количество пожаров и взрывов космических аппаратов с жидкостными ракетными двигателями, сообщает пресс-служба вуза в пятницу.
"Ученые Омского политеха (...) предложили новый способ выброса остатков ракетного топлива в условиях невесомости. Технология, которая предусматривает его газификацию, позволит снизить количество пожаров и взрывов космических аппаратов с жидкостными ракетными двигателями", - говорится в сообщении.
Как отмечает руководитель проекта профессор кафедры "Авиа- и ракетостроение" ОмГТУ Валерий Трушляков, сегодня 70% случаев падения ступеней ракет типа "Союз-2" заканчиваются пожарами. По его словам, если в зарубежных странах районами сброса является мировой океан, то в России ими становятся сухопутные местности - тайга и степи.
"Падение становится причиной воспламенений природных зон, близких к области проживания населения. Возникают они из-за использования перекиси водорода для получения газа, который вращает турбины топливных насосов жидкостных ракетных двигателей. После их отделения и выключения в баке каждого ускорителя остаются жидкие остатки. При ударе о поверхность они повреждаются и срабатывают каталитические газогенераторы, температура которых достигает до 800 градусов Цельсия, это приводит к пожарам", - говорится в пресс-релизе со ссылкой на Трушлякова.
Разработчики отмечают, что подобные происшествия могут возникать в том числе из-за остатков жидкого топлива в баках других типов ракет после выключения двигателей на орбитах при спусках в атмосфере или при ударах о грунт в районах падения.
Для предотвращения подобных ситуаций омскими учеными предлагается так называемый способ пассивации топливных баков, то есть выброс жидкости в окружающее космическое пространство. Она находится в емкости в виде капель, частично прилипших к стенкам. По задумке, ее необходимо преобразовать в газ, чтобы выдуть из бака.
"В баке возникает вихревая газодинамическая картина - путем подачи воздуха одновременно вводится дополнительно акустическое воздействие с определенной мощностью, которое помогает улучшить дробление жидкости в вихревом эффекте до мелких капель. Затем полученная газожидкостная смесь выдувается через каталитический газогенератор. В процессе спуска ускорителей емкость осушается от жидких остатков перекиси водорода", - цитирует пресс-служба Трушлякова.
Проект реализуется при поддержке Российского научного фонда и соответствует стратегическому проекту "Безопасный космос" в рамках реализации вузом программы "Приоритет 2030". Над ним работают студенты и аспиранты ОмГТУ, а также сотрудники научно-образовательного центра "Космическая экология".
В дальнейших планах разработчиков - выдвижение, проверка гипотез и создание физических моделей. Подтверждение будет осуществляться с помощью имитации невесомости и реализации процесса выброса жидкости на примере воды. Эксперименты пройдут в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина государственной корпорации "Роскосмос" на самолетной лаборатории Ил-76МДК для моделирования условий невесомости, сообщили в пресс-службе.