Новосибирск. 10 октября. ИНТЕРФАКС - Специалисты Института ядерной физики им.Г.И.Будкера (ИЯФ СО РАН, Новосибирск) продолжают выполнение обязательств по изготовлению оборудования для строящегося во Франции экспериментального термоядерного реактора ITER, сообщил "Интерфаксу" заместитель директора ИЯФ Петр Багрянский.
"Пока мы идем в ногу с нашими партнерами, с Китаем, например. Первоначально (сроки поставки - ИФ) были приурочены к первой плазме в 2025 году, сейчас идут переговоры, что они немного сдвинутся", - сказал собеседник агентства, уточнив, что речь идет о перспективе в один-два года.
Он напомнил, что ИЯФ изготавливает для реактора диагностические порт-плаги - модули, защищающие оборудование от потока нейтронов и снижающие радиационный фон в зонах, требующих доступа специалистов. Такие системы будут установлены по всему периметру установки, часть из них изготавливает Россия, часть - другие страны.
"В зоне ответственности ИЯФ СО РАН еще есть вертикальная нейтронная камера - некий "томограф", он должен видеть "изображение" этой плазмы в свете нейтронов, которые она излучает, - наверное, самая главная диагностика, которая должна видеть, как горит эта плазма", - сказал Багрянский.
Он отметил, что в настоящее время дирекция ITER пересмотрела дорожную карту работы, первоначально предполагавшую получение первой плазмы (физический пуск) в 2025 году, затем достаточно длительную остановку и дооснащение реактора оборудованием для последующих исследовательских кампаний.
"Вообще говоря, на полноценный режим работы с дейтериево-тритиевым горючим планировали изначально выйти в 2035 году. В новой дорожной карте эта дата остается, но они убрали вот этот этап физического пуска. В целом ITER должен продемонстрировать реакторную способность такой системы, никто от этой цели не отказывается", - сказал Багрянский.
Главная причина пересмотра дорожной карты ITER заключается в том, что за время проектирования и строительства ITER в мире активно велись исследования и появлялись новые привлекательные технологии, которые, в частности, выгодно использовать для изготовления так называемой первой стенки реактора, поверхность которой обращена к плазме и подвергается колоссальным тепловым нагрузкам. Изначально планировалось покрытие "первой стенки" панелями из бериллия, поскольку его ядра имеют малый заряд и при проникновении в плазму не вызывают интенсивного тормозного излучения за счет рассеяния электронов и, соответственно, энергетических потерь большой мощности. Однако в исследованиях на ряде токамаков была продемонстрирована возможность использования самого тугоплавкого металла - вольфрама. Например, на китайском токамаке EAST (Experimental Advanced Superconducting Tokamak) с вольфрамовыми стенками достигнуто время удержания плазмы, превышающее тысячу секунд.
Как сообщалось, ИЯФ СО РАН является основным исполнителем по конструированию и изготовлению порт-плагов ITER в России, однако диагностическое оборудование, устанавливаемое в порт-плагах, поставляют и другие организации из России и других стран.
В конце июля 2020 года международное сообщество приступило к сборке реактора проекта ITER на юге Франции. Первоначально предполагалось, что первая плазма будет получена в 2025 году.
ITER (International Thermonuclear Experimental Reactor) - экспериментальный реактор, который должен воспроизвести физические реакции, которые происходят на Солнце и других звездах, и продемонстрировать возможность использования потенциала ядерного синтеза в качестве источника электроэнергии. Участниками проекта являются ЕС, а также США, Китай, Япония. Индия, Россия и Южная Корея. Вклад России заключается в изготовлении и поставке высокотехнологичного оборудования и основных систем реактора, что составляет 9,09% от стоимости сооружения реактора по техническому проекту.