Новосибирск. 21 мая. ИНТЕРФАКС - Специалисты Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) во вторник на площадке представили летный экземпляр беспилотника самолетного типа "Сарма", разработанный для выполнения агротехнических и других работ, передал корреспондент "Интерфакса" с мероприятия.
Выступая на презентации, ректор НГТУ НЭТИ Анатолий Батаев отметил, что университет активно развивает направление беспилотных авиасистем в рамках программы "Приоритет 2030" и планирует участвовать в качестве одной из площадок будущего Научно-производственного центра по беспилотной авиации, который будет создан в регионе.
"Мы предлагаем нашей области кроме наших людей, наших инженеров, еще и площади. Мы готовы отдать 2-2,5 тыс. кв. м для создания этого центра", - сказал он
"Это летный экземпляр, должно быть зарегистрировано право собственности, проведена регистрация в реестре воздушных судов, после этого начнется большая процедура - получение сертификата летной годности", - сообщил "Интерфаксу" профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов вуза Илья Зверков.
Он уточнил, что этот экземпляр выполнен в пилотируемом варианте, поскольку это позволяет сократить сроки испытаний аппарата.
В беседе с журналистами он сообщил, что дальность полета "Сармы" с гибридной силовой установкой составляет до 1,2 тыс. км, крейсерская скорость - 100 км/ч, взлетная масса - 250 кг и полезная нагрузка - до 120 кг в варианте для агротехнических применений. Для взлета и посадки ему требуется полоса до 100 м, размах крыльев - 12 м.
"Если все пойдет нормально, через два месяца выведем его на пробежку (по взлетной полосе - ИФ), - сказал он.
Зверков отметил, что технические характеристики летательного аппарата делают его экономически эффективным, например, при обработке больших полей (более 100 гектаров) средствами защиты растений.
Также, по его словам, в перспективе "Сарма" может использоваться в Арктике, например, для ледовой разведки и т.д., он будет оснащен противообледенительной системой, для доставки грузов в недоступные для автотранспорта места.
Зверков также отметил, что в перспективе самолет может быть полностью локализован в РФ, для этого, в частности, необходима разработка авиаоники.
Одной из особенностей разработанной машины является волнистый профиль крыла: жесткий силовой каркас, изготовленный из алюминиевых сплавов, который окружает обшивка из пластика.
Разработанные технологии позволят строить и более тяжелые БПЛА с полезной нагрузкой до 500 кг, отметил собеседник агентства.
Также в воздушном судне будет использоваться гибридная силовая установка, которая также разработана в НГТУ НЭТИ: бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) вместе с электродвигателем работает при влете и наборе высоты, а во время основной части полета работает только ДВС.
Проект "Сарма" реализован в рамках программы Минобрнауки РФ "Приоритет 2030".