Сибирь / Новости 21 октября 2024 г. 10:34

Изучение духовного мира древних людей остается сложной задачей - ученый

Новосибирск. 21 октября. ИНТЕРФАКС - Точно уловить переход от декоративных практик древних людей к символическим достаточно сложно как из-за сложностей с датировкой, так и из-за отсутствия надежных критериев определения символического поведения, считает научный руководитель Института археологии и этнографии СО РАН, академик РАН Анатолий Деревянко.

"Сложно отделить одно от другого. Если говорить о наскальном искусстве, то лишь в последнее время был найден способ их датировать, и то далеко не все комплексы. То же самое в отношении всех других образцов, потому что нет прямого датирования", - сказал он "Интерфаксу" в кулуарах конференции "Знаки и образы в искусстве каменного века" в Новосибирске в понедельник.

Кроме того, сказал академик, у разных популяций древних людей могли быть собственные проявления знаковой деятельности, символические представления о мире.

В частности, в Денисовой пещере на Алтае найдено большое количество разнообразных украшений, изготовленных денисовцами, но отсутствуют другие виды предметов искусства за исключением небольшой фигурки, возможно, изображающей представителя семейства кошачьих.

Сложность изучения духовного мира древних гоминин также связана и с субъективным мнением исследователя, отметил ученый.

У неандертальцев, живших на Алтае, никаких предметов искусства пока не найдено, отметил Деревянко, несмотря на то что они на протяжении 10 тыс. лет жили в одной и той же местности с денисовцами и создавали с ними смешанные пары.

"Удивительно, что неандертальцы абсолютно сохранили свою ментальность: у них совершенно другой орудийный набор, другая технология обработки камня и совершено отсутствуют, по крайней мере, пока не найдены, ярко выраженные украшения", - сказал он.

В целом, напомнил Деревянко, символическое мышление как таковое фиксируется у Homo sapiens, у человека современного типа.

Как сообщалось, первые денисовцы появились в Денисовой пещере около 300 тыс. лет назад, однако примерно 130 тыс. лет назад их "генетические следы" из пещеры полностью исчезли и появились лишь спустя несколько десятков тысяч лет. Но это были, судя по ДНК, представители другой популяции денисовцев.

Также в пещере были найдены генетические следы ранних алтайских неандертальцев.

В дальнейшем ученые Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) и ИАЭТ впервые обнаружили ДНК человека современного типа (Homo sapiens) в Денисовой пещере на Алтае в слоях отложений, соответствующих времени возникновения археологической культуры начала верхнего палеолита, т.е. около 45 тыс. лет назад.

По археологическим данным, денисовский человек - самостоятельный подвид древних людей - появился на Алтае после прохождения мощной волны миграции с Ближнего Востока примерно 300 тыс. лет назад. Также в пещере найдены следы неандертальцев, которые обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад, главным образом, в соседних пещерах - Чагырской, Окладникова и Страшной.

Все подвиды древнего человека сосуществовали, могли скрещиваться друг с другом и участвовали в формировании человека современного типа.

По современным представлениям, расселение древних людей по Евразии шло волнообразно: первая волна была связана с миграцией "человека прямоходящего" (Homo erectus) около 2 млн лет назад из Африки, вторая - с распространением так называемого гейдельбергского человека с территории Ближнего Востока около 500-400 тыс. лет назад.

"Гейдельбергский человек" распространялся на территорию Кавказа, Прикаспия, Центральной Азии, скрещивался с потомками "человека прямоходящего", на этой основе сформировались неандертальцы и денисовцы.

Первые Homo sapiens за пределами Африки появились 177-210 тыс. лет назад, их следы обнаружены на территории современного Израиля и Греции, в центральной и Северной Европе они начали жить 50-45 тыс. лет назад, сосуществуя с неандертальцами.

Все подвиды древнего человека сосуществовали, могли скрещиваться друг с другом и участвовали в формировании человека современного типа.

Палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 2-4% генов достались от неандертальцев.