Сибирь / Новости 21 июня 2024 г. 10:27

Дирижабль, которому не нужна причальная мачта, испытали в РФ

Новосибирск. 21 июня. ИНТЕРФАКС - Дирижабль с циклическими движителями, который имеет высокую маневренность, может взлетать, и приземляться без причальной мачты, успешно прошел испытания, сообщил руководитель молодежной лаборатории красноярского филиала Института теплофизики СО РАН Дмитрий Дектерев на Сибирском транспортном форуме в Новосибирске в пятницу.

"Удалось скооперироваться и имеющиеся или восстановленные движители с циклолета удалось установить на один из прототипов дирижабля. Удалось установить два движителя на дирижабль и показать возможности его маневрирования", - сказал он.

Испытания проводились на дирижабледроме аэроклуба Киржач во Владимирской области: сначала в эллинге, а затем на открытом воздухе.

На дирижабль было установлено два циклических движителя вдоль нижней центральной оси, дирижабль смог разворачиваться, двигаться вперед и назад с тангажом (как вертолет), скользить вбок.

Скорость вращения вокруг оси была достаточно высока, подчеркнул Дектерев.

При этом, отметил он, в исходном варианте была предложена схема с четырьмя двигателями, два их которых включают в себя еще и пропеллеры, тянущие воздушное судно вперед - в этом случае нет необходимости в тангаже.

"Преимущества циклических движителей - это высокая маневренность в 3D, вертикальный подъем, спуск, разворот на месте (...) компенсация боковых ветровых возмущений, безмачтовое швартование, компенсация массы груза при погрузке и выгрузке", - уточнил руководитель лаборатории.

Такая схема также позволяет отказаться от хвостового оперения.

Как сообщалось, ранее ученые Института теплофизики СО РАН разработали два варианта летательных аппаратов с циклическими движителями - циклолетов, - большой, массой до 2 тонн, и малый аппарат.

Движитель представляет собой барабан, в котором расположены лопасти, меняющие угол атаки и создающие тягу.

Летающий образец циклолета массой 60 кг испытан в конце 2020 года и показал высокие характеристики по маневренности, продолжительности полета и низкий уровень шума. Летательный аппарат использует известный более 100 лет, но в свое время проигравший конкуренцию вертолетам принцип движения, что было связано с более сложным управлением.

У циклолета пропеллеры, расположенные по бокам летательного аппарата, напоминают гребные колеса старинных пароходов. Аппарат может, в отличие от вертолетов, садиться и взлетать на наклонную поверхность, может причаливать к вертикальным стенам зданий.