Новосибирск. 7 мая. ИНТЕРФАКС - Ученые Научно-исследовательского института нейронаук и медицины (НИИНМ, Новосибирск) установили, что самцы мышей линии, характеризующейся депрессивно-подобным поведением, дольше помнили о негативном опыте, а самки сохраняли негативные воспоминания на протяжении всего эксперимента, сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири".
Опыты на мышах ставились с помощью теста "Условно-рефлекторное пассивное избегание", который представляет собой камеру, состоящую из двух отсеков: светлого и темного с электропроводящим полом.
"В светлую камеру сажают мышь, а в темной подают ток. С помощью этого эксперимента ученые вызывали страх у животного и смотрели, появляется ли реакция пассивного избегания и как долго формируется ее угашение (обучение новому контексту)", - говорится в сообщении.
Различия в реакции угашения условно-рефлекторного страха изучались на примере мышей линии Disc1-Q31L (генетическая модель с точечной мутацией гена Disc1, характеризующаяся депрессивно-подобным поведением) по сравнению с контрольной линией C57BL/6, здоровыми мышами.
Белок DISC1 принимает большое участие в процессах нейрогенеза в эмбриональном периоде и в некоторых областях мозга взрослого организма, а также при передаче информации (молекулярных сигналов) внутри нейронов и между ними, регулируя пластичность синапсов - иными словами, влияет на работу центральной нервной системы.
Мутация Q31L в гене приводит к тому, что у мышей появляется депрессивно-подобное поведение, обычно оно проявляется в том, что животные перестают пить вкусную сладкую воду, она больше не приносит им удовольствия.
Мышь - ночное животное, поэтому она стремится перебежать в темный отсек, однако там ее бьют током силой около 0,5 мА, что не болезненно, но вызывает неприятное раздражение.
На протяжении 24 дней исследования мышь может перейти в темный отсек, но какое-то время она не делала этого, потому что запомнила, что там будет неприятно.
"Мы доказали, что произошло формирование следа памяти о страхе. Это самое мощное эмоционально окрашенное воспоминание, которое может храниться в памяти практически всю жизнь", - отметила научный сотрудник лаборатории экспериментальных моделей нейропсихиатрических нарушений НИИНМ Надежда Чижова.
При дальнейшем тестировании ученые воспроизводили эксперимент уже без тока, и у мышей взаимодействовали два процесса памяти: воспроизведение и подтверждение ранее полученной информации об опасности и блокирование страха.
Получилось так, что у самцов здоровых мышей полное угашение памяти о страхе наступило во время 10-го дня тестирования, а у самцов с мутацией - во время 19-го.
У самок нормальных мышей оно произошло на 17-й день теста, а у самок с мутацией даже после 24 дней негативные воспоминания не исчезли.
По мнению ученых, модель "депрессивной" линии мышей может подходить для изучения механизмов данного заболевания и разработки новых методов терапии, например направленных прицельно на фосфодиэстеразу PDE4B, которая принимает участие, в том числе, в процессах, связанных с памятью о страхе.