Новосибирск. 30 августа. ИНТЕРФАКС - Развивать авиационный транспорт на территории Сибири и Дальнего Востока нужно за счёт воздушных судов с высокой степенью автономности из-за дефицита пилотов, считает официальный представитель Фонда развития перспективных оборонных стратегий и технологий "Форпорст" Дмитрий Осипкин.
"Вот у нас "круглый стол" называется "Развитие малой авиации на территории Сибирского федерального округа, Дальнего Востока". Проблема в том, что у нас просто нет людей, которые на этой территории чем-то могут управлять", - заявил Осипкин в ходе выступления на XI международном форуме технологического развития "Технопром-2024".
Осипкин отметил, что для развития беспилотного авиационного транспорта на территории Сибири и Дальнего Востока, "не обойтись без воздушных судов с высокой степенью автономности, а лучше всего - вообще автономных воздушных судов, которые не управляются внешним пилотом". Это, пояснил он, связано, в том числе, с тем, что затраты на подготовку, обучение и содержание внешних пилотов "превышают все мыслимые экономические пределы и делают просто невозможным внедрение этой авиации".
"Когда у вас пилот на борту, то возникает проблема пилота: подготовка, освидетельствование, зарплата, страховки и прочее, прочее, прочее. То есть это - стоимость эксплуатации, capex вырастает сразу. Ну, по сравнению, конечно, с амортизацией, по сравнению с двигателем, это - мало, но это постоянные затраты, потому что пилот не может висеть в вакууме. Двигатель вы законсервировали, борт вы законсервировали, поставили в ангар, пленкой закрыли, он у вас стоит. Пилота вы не законсервируете, понимаете, ему деньги надо платить, причем, не очень маленькие, пилоты - дорогие сейчас", - констатировал Осипкин.
Со ссылкой на исследование, выполненное одним из российских вузов, он сообщил, что при использовании автономных воздушных судов экономическая эффективность доставки грузов по Сибири и Дальнему Востоку возрастает кратно - от двух до трех раз. По его словам, развитие беспилотной авиации для этих территорий - наиболее перспективное, "без вариантов".
Он также отметил, что необходима новая система управления воздушным движением "хотя бы в классе, где летают беспилотники и автономные воздушные суда". Кроме того, необходимы изменения в законодательстве, "причем, не только для беспилотников, но и учитывающие появление автономных воздушных судов".
Затем, по его словам, необходимо определить требования к системе как на законодательном, так и на техническом уровне и внедрить, "чтобы Сибирь и Дальний Восток - самые наши проблемные территории с точки зрения транспортной доступности - как-то были связаны".