Новосибирск. 20 декабря. ИНТЕРФАКС - Беспилотник, способный анализировать обстановку во время полета, создают в Новосибирске, сообщил директор Института интеллектуальной робототехники Новосибирского госуниверситета Алексей Окунев журналистам в пятницу.
"Мы хотели бы в 2025 году сделать авиационную систему, которая обладает способностью понимать, где находится этот аппарат. Это такая интеллектуальная система, которая понимает, например, что она находится над Академгородком. (...) В конце 2025 года, я надеюсь, у нас будет такой образец", - сказал Окунев.
Эту навигационную модель необходимо связать с полетным заданием через большие языковые модели, которые должны совмещать полетное задание с тем, что дрон "видит" с помощью своих датчиков, в том числе видеокамеры.
"Если аппарат, например, ветром куда-то снесло, он должен откорректировать свою траекторию и выполнить полетное задание", - сказал директор института.
Таким образом, человек будет только задавать полетное задание, не участвуя непосредственно в управлении беспилотником.
В 2024 году, напомнил Окунев, в НГУ научили беспилотник "понимать", на какое расстояние от начальной точки он сдвинулся.
По словам Окунева, также перспективной задачей является разработка аналогичной наземной системы, однако к настоящему времени наземные беспилотные системы с автономной навигацией не дают гарантии на свой автопилот, если его не страхует человек.
Поэтому, считает Окунев для наземных беспилотных систем, возможно, потребуются очень сложные нейронные сети, способные выстраивать достаточно длинные планы на основании мультимодальных данных.
Ранее сообщалось, что в НГУ разработан беспилотник, потенциально способный ориентироваться по подстилающей поверхности. На беспилотник установлен компактный модуль, обеспечивающий анализ изображения, поступающего через камеру со скоростью 90 кадров в секунду.
Беспилотник выполнен по схеме квадрокоптера, испытана модель с дальностью полета до 30 км, он также может зависать на месте, обеспечивая передачу сигнала на большие расстояния. В разработке - модель большей дальности.