Новосибирск. 10 декабря. ИНТЕРФАКС - Ученые Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) впервые в РФ разработали новый универсальный блок регулирования напряжения для авиатехники с использованием технологии изготовления силовых гибридных модулей с применением отечественных кристаллов карбида кремния и цифровым управлением, сообщает пресс-служба вуза.
"Устройство представляет собой регулятор, который позволяет при изменении нагрузки нормировать напряжение бортовой сети, вырабатываемое авиационным генератором, в соответствии с ГОСТами", - говорится в сообщении.
Разработанный в Институте силовой электроники НГТУ НЭТИ блок регистрирует, регулирует и предотвращает скачки напряжения, а также следит за внештатными ситуациями, такими как короткое замыкание, обрыв фаз или перегрев, и либо отсекает сеть от устройств-потребителей, либо предотвращает нештатные ситуации доступными способами.
Кроме защитной функции блок регулирования напряжения предназначен для хранения данных и передачи их в информационную бортовую сесть, в том числе и в так называемый "черный ящик" (бортовой самописец).
Разработка НГТУ НЭТИ представляет собой модернизацию отечественных блоков регулирования напряжения, выполненную по техническим требованиям главного конструктора АО "СЭГЗ", уточняется в сообщении.
"Наш блок меньше и быстрее. Масса и габариты блока уменьшены в 2,5 раза, в 1,5 раза сокращен срок сборки. Кроме этого, мы предусмотрели цифровую интерфейсную часть и улучшили показатели регулирования. Еще одним плюсом блока является то, что одно устройство способно покрыть большой класс систем энергоснабжения по мощности. Можно работать с серийными авиационными генераторами от 16 до 120 кВт и даже с перспективными генераторами 200-250 кВт: в устройстве заложен большой запас и диапазон регулирования", - отмечает замдиректора Института силовой электроники Максим Жарков.
Уточняется, что устройство подходит ко всем отечественным самолетам и вертолетам, которые работают на трехкаскадных генераторах, возможна установка новосибирской разработки на Boeing и Airbus.
Достигнуто тройственное соглашение о совместной доработке образца до авиационных стандартов и о промышленном производстве составных частей блока регулирования напряжения для летательных аппаратов на ООО "Завод микроэлектронных технологий" в Ижевске (АО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг") с последующей поставкой на предприятие АО "СЭГЗ" (Сарапул) и другим потребителям. Планируется, что в 2025 году будет выпущена опытная партия продукции.