Сибирь / Эксклюзив 29 декабря 2016 г. 09:07

Западно-Сибирский транспортный прокурор С.Феоктистов: "Почти половина авиапроисшествий в Западной Сибири связана с отказами техники и конструктивными недостатками"

Западно-Сибирский транспортный прокурор С.Феоктистов: "Почти половина авиапроисшествий в Западной Сибири связана с отказами техники и конструктивными недостатками"

            - Сергей Валерьевич, как Вы оцениваете соблюдение требований авиационного законодательства в Западной Сибири по итогам уходящего года?

            - Следует отметить, что в уходящем году по результатам прокурорского надзора в сфере исполнения законов на воздушном транспорте выявлено свыше 2800 нарушений закона, внесено более 300 представлений об устранении нарушений закона. По постановлениям прокуроров 173 лица привлечено к административной ответственности, в суд направлено 227 исков. По инициативе прокуроров возбуждено и расследуется 23 уголовных дела.

            При проведении проверок транспортными прокурорами установлены факты ненадлежащего отношения к исполнению обязанностей летного экипажа, наземного обслуживающего персонала. Выявлены нарушения закона в сфере орнитологического обеспечения полетов, вскрыты факты установки неаутентичных агрегатов на отечественных воздушных судах. Выявлялись нарушения закона в деятельности органов контроля в авиационной сфере, авиакомпаниями допускались случаи нарушения прав пассажиров.

            Отмечу, что в 2016 году число авиационных событий, то есть всех происшествий - от инцидентов до катастроф - остается практически на уровне прошлого года. За 10 месяцев зафиксировано 101 авиасобытие (в 2015 году их было 100), в этом числе 80 авиаинцидентов, 5 серьезных инцидентов, 8 повреждений воздушных судов на земле, 3 аварии и 5 авиакатастроф.

            - Что чаще всего являлось причиной авиаинцидентов?

            - Судите сами: из-за отказов авиационной техники и конструктивно-производственных недостатков в Западной Сибири зафиксировано 42 авиапроисшествия. При этом число авиационных инцидентов, произошедших по вине летных экипажей воздушных судов, в Западной Сибири выросло с 9 в 2015 году до 14 в истекшем периоде 2016 года. Это свидетельствует о недостаточном внимании авиапредприятий к профессиональному обучению летчиков, повышению их квалификации. Соответственно, транспортные прокуроры в ходе проверок требуют принимать меры к повышению профессиональной подготовки и повышению квалификации, а также исполнительской дисциплины экипажей воздушных судов и наземных служб аэропортов.

            Зачастую нарушения летным составом действующих правил, требований и норм допускаются по причине самонадеянного и халатного отношения к исполнению своих обязанностей.

            Например, транспортный прокурор установил, что самолет авиакомпании "Глобус" 31 мая выкатился за пределы ВПП аэродрома "Пашковский" в Красноярском крае из-за неосмотрительных действий командира воздушного судна, которые привели к отключению автоматической системы торможения. По результатам проверки генеральному директору ООО "Глобус" внесено представление.

            Енисейский транспортный прокурор установил, что на воздушном судне АО "Авиакомпания "Нордстар" после взлета из аэропорта "Домодедово" сработала сигнализация неубранного шасси. Экипаж, убедившись, что шасси остались в выпущенном положении, принял решение о возврате на аэродром вылета. После посадки во всех стойках шасси обнаружены страховочные штыри в установленном положении. Работы по их уборке при подготовке воздушного судна к вылету не были выполнены, экипажем при внешнем осмотре судна перед вылетом стойки шасси не проверены надлежащим образом.

            - Пример с возвратом самолета в "Домодедово" говорит скорее о качестве предполетного обслуживания. Много ли нарушений выявлено в этой сфере?

            - По-прежнему транспортными прокурорами выявляются факты отсутствия у технического персонала авиакомпаний и авиапредприятий соответствующей профессиональной подготовки, необходимой для проведения технического обслуживания воздушных судов.

            Например, 8 сентября имел место авиаинцидент с самолетом ATR-42-500 ОАО "Авиакомпания "Таймыр", на котором сработала сигнализация открытия двери грузового отсека воздушного судна. Причина - отсутствие у авиатехников РКП "АК Тува Авиа" необходимой подготовки для проведения предполетного обслуживания этого типа воздушного судна, и, как следствие, некачественное проведение ими предполетного обслуживания самолета ОАО "Авиакомпания "Таймыр".

            По результатам проверки по инициативе Абаканского транспортного прокурора неквалифицированные работники авиакомпании отстранены от проведения технического обслуживания воздушных судов до прохождения соответствующего обучения.

            Аналогичные факты выявлены Омским транспортным прокурором.

            Однако не всегда авиапроисшествия напрямую связаны с "человеческим фактором" или техническими неполадками.

            Так, например, 9 авиационных инцидентов в этом году произошли в связи со столкновениями воздушных судов с птицами в районах аэродромов. Усугубляет ситуацию с орнитологическим обеспечением полетов близость к аэропортам полигонов твердых бытовых отходов и других объектов, способствующих массовому скоплению птиц. Можно констатировать, что состояние законности в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов в Западной Сибири ухудшилось, прокуроры реагировали на нарушения в аэропортах "Кызыл" (Тува), "Богашево" (Томск), "Толмачево" (Новосибирск).

            Нарушения требований законодательства об эколого-орнитологическом обеспечении полетов выявлены также Барнаульским, Омским и Горно-Алтайским транспортными прокурорами.

            В частности, в "Богашево" с 10 июня по 13 июля зарегистрировано пять случаев, когда птицы сталкивались с воздушными судами или находились на ВПП.

            - Соблюдается ли режим труда экипажей воздушных судов, требования медицинского освидетельствования?

            - В уходящем году транспортные прокуроры устанавливали факты нарушения требований законодательства к организации труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые находятся в прямой связи с безопасностью полетов.

            В красноярской компании "АСК "Кречет" 1 июня при выполнении летных работ не соблюдалась минимальная продолжительность ежедневного времени отдыха летных экипажей, при этом полетная смена составляла 12 часов вместо положенных восьми.

            Нарушения режима труда и отдыха членов летного экипажа выявлены Барнаульским транспортным прокурором в АКГУП "Алтайские авиалинии".

            Кроме того, проверкой установлено, что не всеми предприятиями воздушного транспорта принимаются надлежащие меры по обеспечению работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Такие факты выявил Абаканский транспортный прокурор в деятельности ООО "АПК "Шушенское" и ОАО "Аэропорт Абакан". По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.

            По-прежнему допускаются нарушения закона при медицинском обеспечении полетов и медицинском освидетельствовании авиаперсонала. Например, Новосибирская транспортная прокуратура выявила в ЗАО "Авиапредприятие "Ельцовка" факты использования при проведении предполетного и послеполетного осмотров медицинского оборудования, не прошедшего государственной регистрации и с истекшими сроками годности, измерительного медицинского оборудования, не прошедшего метрологическую поверку.

            Новокузнецким транспортным прокурором выявлены факты отсутствия в медпункте аэровокзала "Спиченково" необходимых медицинских изделий.

            - Насколько остро стоит проблема задержки пассажирских авиарейсов?

            - Несмотря на принимаемые прокурорами меры, в текущем году наблюдается повсеместный рост сбоев графиков маршрутной сети гражданской авиации ввиду различных факторов - объективных и субъективных.

            Всего по Западной Сибири в январе-октябре текущего года было задержано 11,8 тыс. рейсов из более 100 тысяч, выполненных за это время. Задержка свыше двух часов зафиксирована в 1807 рейсах, более чем в 400 случаях это связано с отказом и неисправностью авиатехники.

            Установлено, что значительное влияние на отказы техники, эксплуатируемой поднадзорной авиакомпанией, оказывает высокая интенсивность эксплуатации изношенного парка воздушных судов, средний возраст которого составляет более 18 лет, а средний налет - около 70 тыс. часов.

            Как следствие, авиакомпания не соблюдает расписания воздушных перевозок, допуская задержку каждого пятого рейса, или 21% от их общего числа.

            Плотный график полетов авиакомпании и большое количество технических неисправностей воздушного флота не позволяют эксплуатанту обеспечивать наличие резервных воздушных судов в соответствии с лицензионными требованиями.

            Кроме того, вскрыты недостатки в организации технического обслуживания воздушных судов, деятельности инспекции по безопасности полетов, нарушения трудового законодательства.

            Выявленные нарушения послужили основанием для внесения руководству авиакомпании представления.

            - В полной ли мере соблюдаются требования пожарной безопасности на авиапредприятиях?

            - Нарушения правил пожарной безопасности выявлены Горно-Алтайским, Норильским, Томским транспортными прокурорами в аэропортах Горно-Алтайск, Игарка, Хатанга, Стрежевой, руководству которых внесены представления.

            Енисейский транспортный прокурор в ходе проверки в аэропортах "Красноярск" и "Черемшанка" установил, что в аэропортах не обеспечен свободный доступ к средствам пожаротушения, путям эвакуации, допускается эксплуатация электроприборов с нарушением правил безопасности, размещение в помещениях оборудования, препятствующего эффективной работе средств автоматического пожаротушения и сигнализации.

            - Насколько соответствует закону деятельность малой авиации в Западной Сибири? Возникает ощущение, что сейчас летать можно почти что на чем угодно и откуда угодно - с любого пятачка.

            - По результатам проверок, проведенных совместно с Ространснадзором, только в Новосибирской области были выявлены многочисленные нарушения требований закона, связанные с несоблюдением владельцами посадочных площадок требований к маркировке, пожарной безопасности и т.д.

            На посадочных площадках выявлены незарегистрированные воздушные суда, установлены факты их незаконной эксплуатации в отсутствие документов о летной годности. По инициативе прокуроров виновные лица привлечены к административной ответственности, в суды направлено 12 исков о запрете незаконной эксплуатации воздушных судов.