Байкальский риск-форум (БРИФ) проводится в Иркутске с 2017 года - сначала как внутрикорпоративное мероприятие Иркутской нефтяной компании (ИНК), последние четыре года - в формате открытой площадки для обсуждения инструментов управления рисками и повышения эффективности бизнеса. Спикерами БРИФ становятся практики из крупных компаний и эксперты, которых объединяет наличие реального опыта решения сложных бизнес-задач.
О том, почему они собираются на форум, зачем это надо ИНК и может ли БРИФ стать более масштабной площадкой, в интервью "Интерфаксу" рассказал программный директор форума, заместитель генерального директора по развитию систем управления АО "ИНК-Капитал" Денис Скороходов.
- Денис Николаевич, в начале октября в Иркутске состоялся восьмой Байкальский риск-форум, многим известный по аббревиатуре БРИФ. Чем он отличался от предыдущих?
- БРИФ сегодня является открытой площадкой для Восточной Сибири и Дальнего Востока по обмену практическим опытом в области управления рисками, устойчивого развития и эффективности бизнеса. Одна из ключевых задач форума - формирование профессионального сообщества лидеров этих направлений.
За всю историю БРИФ, начиная с 2017 года, было рассмотрено более 800 практических кейсов. Общая аудитория форума за восемь лет составила 3 млн человек. На площадке БРИФ выступили более 900 ведущих экспертов и представителей компаний. Мы, как организаторы форума, в этом году разработали инновационный подход, чтобы форум превзошел ожидания основных участников. БРИФ теперь работает как большой механизм, целая экосистема.
Чтобы лучше представить масштаб мероприятия, приведу ключевые цифры. Команда БРИФ'24 насчитывает более 100 организаторов, 25 партнеров, более 200 спикеров. Аудитория форума - более 1,7 тыс. очных участников, почти полмиллиона онлайн-просмотров. В пленарном заседании участвовало более 500 человек - в зале не было свободных мест.
Для меня, наверное, ключевая характеристика БРИФ - когда наши постоянные спикеры говорят, что в России для них есть только три форума. Это ПМЭФ, ВЭФ и БРИФ. Территориально получается полный охват страны: Запад, Восток и мы - в центре Сибири.
У БРИФ хороший потенциал. Изначально он задумывался как внутреннее мероприятие ИНК, но набрал обороты и перерос этот уровень. Сейчас мы видим перспективу дальнейшего роста. Даже если посмотреть тематику - если раньше мы говорили только про риски, то в 2021 году повестка расширилась до устойчивого развития, а в этом году появилась эффективность. То есть теперь это полноценный бизнес-форум.
- Каковы, по Вашему мнению, основные новые направления БРИФ'24?
- Наверное, самое важное - у нас появилась инвестиционная составляющая. Тема инвестиций актуальна и для региона, и для бизнеса. И в этом году впервые мы организовали выездную сессию по инвестиционному развитию Усть-Кутского района, где ведет деятельность ИНК, где находятся месторождения. Собрали пул потенциальных инвесторов, это более 40 человек, и привезли их в Усть-Кут, чтобы они на месте смогли оценить промышленный, туристический потенциал.
Эту практику мы планируем продолжить. Теперь наша стратегическая задача - сделать БРИФ инвестиционным, чтобы на нем заключались соглашения, чтобы он влиял на развитие Иркутской области и Сибири в целом. Ориентиром здесь для нас является Тюменский промышленно-энергетический форум. У нас с его организаторами схожие подходы. Но главное в Тюмени - поддержка и лидерство губернатора. Там губернатор под свое крыло взял форум и раскрутил его до федерального уровня.
- В Иркутской области региональные власти поддерживают БРИФ?
- Да, с 2021 года БРИФ проходит при поддержке правительства Иркутской области. У БРИФ - большой потенциал, мы работаем в этом направлении вместе с региональными властями.
В Иркутской области была хорошая история - Байкальский экономический форум, который проходил при поддержке губернатора и организационном участии Совета Федерации. У нас была идея сделать на базе БРИФ сообщество губернаторов Сибири и Дальнего Востока.
- Может быть - губернаторов нефтегазовых регионов?
- Может быть.
- Для большого форума нужна площадка. Основные мероприятия БРИФ проходят в конференц-зале вашего партнера. Вы думали над строительством своего конгресс-холла?
- Это наши планы стратегические, о них рано говорить. Но, в целом, есть такое понимание - развитие делового туризма через площадку БРИФ в Иркутске, в Усть-Куте и на озере Байкал.
- Чем еще запомнится БРИФ'24?
- Мы собрали все заинтересованные стороны и экспертов по трем ключевым направлениям форума: "Устойчивое развитие" - это пленарная сессия "От заклинаний к делу: прикладные задачи современных технологий", "День безопасности" и "День эффективности". Состоялось 40 секций, это 33 часа прямых трансляций.
Мы провели масштабный Молодежный день, который объединил и топ-менеджеров, и молодых управленцев, и талантливых инженеров, и креативных предпринимателей. В этом году Молодежный БРИФ порадовал еще более разноплановой повесткой: были серьезные дискуссии, включая насыщенную HR-повестку, диалоги на равных, мастер-класс по ораторскому мастерству, а еще фэшн-шоу и даже кибертурнир.
- Почему тема эффективности стала интересовать бизнес именно сейчас?
- Главный показатель эффективности - соотношение количества затраченных ресурсов и бизнес-результата. Мы живем в условиях ограниченных ресурсов и в силу этого не можем бесконечно наращивать производство или добычу. Но мы можем экономить ресурсы. А это не только финансовые ресурсы, но и кадровые. Почему HR занимает значительное место в программе БРИФ? Потому что кадры сейчас - дефицитный ресурс. И почему IT-повестка у нас? Потому что технологии помогают минимизировать затраты.
- Какие технологические инновации были на БРИФ'24?
- Я, традиционно, выступаю в роли ведущего форума, и в этом году одной из новинок стал мой цифровой двойник, который открыл первую сессию. Все сначала думали, что на экране идет запись. И только когда я стал говорить на четырех языках (русском, английском, китайском, и арабском - ИФ) - мы специально это продумали - аудитория все поняла.
Мне понравилось - это реальный инструмент повышения эффективности. Цифровой двойник взял на себя какую-то часть моей работы. Уже после открытия БРИФ много организационной информации мы транслировали через него.
Мы внедрили чат-бот и общий чат "БРИФ на связи", где можно оперативно получить ответ на любой вопрос. Вообще у форума задача сугубо практичная - мы собираем библиотеку лучших практик. На текущий момент в ней уже более 800 кейсов - этот форум принес еще 150. Мы эту информацию структурируем, обрабатываем и загружаем в личные кабинеты участников БРИФ.
В этом году мы отказались от печатных программ, создали единую экосистему БРИФ, где вся информация находится в цифровом формате. Внедрили бейджи с QR-кодами, чтобы участникам не надо было обмениваться визитками.
- Можно сказать, идет создание цифрового двойника форума?
- Правильнее - цифровой платформы. Цифровизацию форума мы начали три года назад, а сейчас сделали "одно окно" - личный кабинет пользователя, в котором собрана вся информация. Там можно посмотреть программу БРИФ, назначить встречу, задать любому спикеру вопросы во время и после мероприятия.
- Зачем стороннему бизнесу участвовать в форуме ИНК?
- Это первый вопрос, который возник у нас еще в 2017 году. Зачем люди сюда поедут? Самая главная ценность БРИФ - и мы об этом заявляли всегда - практика. Люди едут к нам за кейсами. У нас раньше даже в названии это подчеркивалось - Байкальский практический риск-форум.
Второй важный аспект - нетворкинг. Мы организационно все сделали так, чтобы люди могли легко найти партнеров по бизнесу. В этом году многие участники мне говорили, что это был один из лучших форумов с точки зрения налаживания связей. Люди договаривались, заключали соглашения, создавали коллаборации. И то, к чему мы идем, - чтобы на площадке форума заключались инвестиционные соглашения.
Ежегодно, когда готовим форум, мы проводим отбор спикеров. Мы смотрим, чтобы было четкое содержание, проблематика, практическая ценность. Во-первых, это - авторитет форума, во-вторых - наша библиотека. Зачем нам пустые кейсы?
Много крупных предприятий по всей стране создают интересные проекты, но об этом никто не знает. Это внутренняя информация. Такие форумы, как наш, позволяют этой информацией поделиться с профильной аудиторией и получить профессиональную обратную связь.
Мы экономим, и все наши партнеры экономят деньги и, главное, время на поиск решений. И самое ценное - потом, когда возникает какой-то запрос или проблема в конкретной сфере, мы знаем, кому его задать, куда обратиться. Потому что мы формируем профессиональное сообщество. Остаются группы в телеграм, остаются контакты, личный кабинет БРИФ. Общение продолжается после форума.
Основная наша задача - не только сопровождать форум, но и находить лучшие практики и внедрять их в ИНК. И еще - буквально в этом году мы запустили свою риск-академию. На безвозмездной основе приглашаем внешних экспертов, они выделяют час своего времени и делятся кейсами, а мы даем обратную связь. Это позволяет развиваться всем участникам процесса.
- Если говорить на перспективу - что может заинтересовать первых лиц крупных компаний на форуме?
- Во-первых, участие представителей компаний их уровня, с которыми они могут в кулуарах пообщаться, договориться, возможно, провести закрытые мероприятия.
Второй момент - мы планируем сделать такую опцию, как профильные секции. Крупная компания может провести "круглый стол" по какому-то актуальному для себя вопросу в рамках БРИФ, но под своей эгидой. Так крупные компании делают, например, на ТНФ.
Третий момент - крупный бизнес может увидеть на БРИФ работающие инструменты для повышения своей эффективности.
- А зачем ИНК нужен такой проект, как БРИФ?
- Первая цель - развитие и продвижение бренда компании, прежде всего, HR-бренда. Чтобы компанию знали в России. Мы же не только иркутян на работу принимаем. И мы, когда продвижение форума выстраиваем, в первую очередь ориентируемся на нефтегазовые регионы, чтобы информация туда попала, чтобы люди к нам приехали, посмотрели. Это работает.
Сейчас соискатели, в том числе, представители нового поколения, идут на работу не только за деньгами. Они рассчитывают на комфортную среду, реализацию своего потенциала.
- Вы платите спикерам?
- Принцип БРИФ - мы не платим спикерам и с них денег не берем. Бывают единичные случаи, когда приезжают суперкрутые эксперты, которые выступают только за деньги. Но платим им не мы, а наши партнеры, которые заинтересованы в их компетенциях.
- Какой процент спикеров и участников возвращаются на БРИФ?
- В первые годы до 70% спикеров приезжали постоянно. Теперь другое распределение - 30% постоянных и 70% новых участников.
- В следующем году планируете проводить форум? Может быть, уже есть даты?
- Конечно, планируем. Даже в пандемию мы не отказались от этой идеи и провели БРИФ в онлайн-формате. Мне тогда говорили: давай подождем, отложим. А я считаю, что если не адаптироваться к текущим условиям, то форума может просто не стать. Это, кстати, справедливо для любого бизнес-проекта.
Даты тоже определили. Мы пришли к выводу, что конец сентября-начало октября для деловой программы форума - наиболее оптимальный период. И на Байкале погода удачная - золотая осень. Так что ориентировочные даты БРИФ в 2025 году - 29 сентября-3 октября.