На вопросы агентства "Интерфакс-Сибирь" отвечает вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края, секретарь политсовета отделения "Единой России" Валерий Семенов.
- Валерий Владимирович, сегодня самая актуальная тема для Красноярского края – об этом уже заявлял наш новый губернатор – проведение выборной мартовской кампании. В регионе 14 марта будет роздано более 5 тысяч депутатских мандатов. Вы как лидер регионального отделения одной из участвующих в выборах партий могли бы рассказать, как идет кампания?
- Сегодня у нас действительно проходят массовые выборы в органы местного самоуправления. Такого за всю историю не было – 900 кампаний. Связано это с тем, что на эту весну мы перенесли осенние выборы 2009 года и 2010-го. Получились самые массовые выборы в стране. Всего этой весной в России распределяется около 40 тысяч выборных должностей, а у нас предстоит определиться с 5563 должностями – это каждая восьмая выборная должность. Будут избраны главы муниципальных образований, главы поселений, депутаты районных, городских советов, депутаты уровня поселений. Кончено, для нас как для представителей органов государственной власти важно, чтоб эти выборы прошли достойно и всецело в рамках здоровой конкуренции.
На уровне руководства регионального отделения партии свою задачу на этих выборах мы видим в том, чтобы выстроить структуры власти так, чтобы разные уровни власти понимали друг друга и чтобы выполняли обязательства перед населением. Ведь через уровень органов местного самоуправления власть доходит до человека. И когда там функциональные вменяемые люди приходят – в советы поселений, органы законодательной власти, – это правильно.
Почему еще так важны эти выборы? Ведь Красноярский край по-прежнему остается своеобразным барометром политической активности людей. Всегда оценка на федеральном уровне была такова: как голосует Красноярский край, так и страна. Почему? Потому что у нас в регионе довольно развиты политические движения. При этом они реально работают. Мы еще два года назад приняли решение, что у нас в Заксобрании присутствуют все партии, которые прошли, и они работают на постоянной, то есть на освобожденной основе. И это отличает Красноярский край.
- Чем еще, помимо массовости, отличаются эти выборы в крае?
- В результате этих выборов 48 муниципальных образований (из 64 существующих в крае), которые в свое время изменили свои уставы, теперь будут избирать глав из состава районных советов. Это, по нашему мнению, очень хорошая система, потому что сегодня исполнительная власть будет подотчетна представительной власти. Глава муниципального образования – он как политическая фигура, организатор работы представительного органа. А глава администрации – это реальный исполнитель, который выполняет те задачи, которые поставил ему городской или районный совет.
Когда главы избирались напрямую, мы помним, что вмешивались и большие деньги, и криминал. И раздрай был среди населения. А сегодня партийность: партия, имеющая большинство, представляет главу. Это взаимоответственность и более эффективное принятие решений.
- Какие задачи поставлены перед "Единой Россией" Генсоветом на этих выборах?
- На этих выборах наша партия выдвинула и зарегистрировала 97,7% кандидатов. Не 100%, потому что возникли технические причины: погода помешала, и в отдаленных поселениях не смогли вертолетом вывезти документы. Для сравнения, КПРФ выдвинула около 55% кандидатов, "Справедливая Россия" – около 36%. Но главное, что мы выдвигаем кандидатов на всех уровнях, начиная от уровня поселенческих глав и депутатов, а другим партиям интересны в большей степени лишь районные советы. На уровень поселений некоторые партии выдвинули по 2-5% кандидатов. Это неправильно. Потому что если уж бороться по партийным спискам, нужно бороться на всех уровнях. Какой смысл любой партии-оппоненту завоевывать места в районе, если в поселениях у них своих людей нет? В этом случае рвется связь между поселением и районной администрацией. Да, уровень района – это общие для поселений решения и общий бюджет. Но, как говорится, лопатой-то кидать надо в поселениях. Мы идем на все уровни власти – от начала и до конца.
- Есть планка на эти выборы, если не секрет?
- Это не секрет. Мы здесь на региональном политсовете приняли решение, что наша планка минимум 60% по спискам и максимальная по округам.
- Она не заниженная?
- Да нет. Ведь не так просто все делается. Сегодня одним лейблом партии не обойдешься, нужны реальные дела. Поэтому 60% - это нормально. У нас же выборы проходят как по спискам, так и по одномандатным округам. Конкурировать приходится не только с другими партиями, но и с самовыдвиженцами.
Но самоцель не в том, чтобы набрать определенный процент, а другая – чтобы был действенный поселковый или районный совет, нужно иметь большинство для принятия решений. Самое главное, ведь мы и не стремимся набрать 100%. Нам это сегодня не нужно. Нам нужна действительно здоровая конкуренция, мы хотим слышать и представителей других партий. Почему? Потому что какая-то часть населения отдает им свои голоса. И эта часть населения не может остаться без своих представителей. Это нормально. Мы готовы сотрудничать, если это конструктивные реальные предложения, а не шумиха. Лучший пример у нас в Заксобрании края: по логике, ни одно решение ни "Справедливой России", ни "КПРФ" не должны были пройти, потому что 29 депутатов из 52 – "единороссы". Но мы слышим оппонентов, и если это разумные решения, мы поддерживаем, продвигаем. Для нас важно, чтобы социально-экономическая обстановка в крае улучшалась, чтоб решения доходили до конкретного человека. Да, за счет того, что "единороссам" принадлежат и ключевые посты в комитетах Заксобрания, поэтому и основная часть предложений исходит от нас. Но когда рождаются здравые предложения от других партий, мы их рассматриваем. Такой алгоритм работы власти должен быть и на территориях.
- Вы сказали: "здоровая конкуренция". А она "здоровая", когда в Заксобрании две трети "единороссов"?
- Да, здоровая. Потому что не главенствует принцип "раз это коммунист дал предложение, то напрочь отшибаем". Нет. Я могу много примеров привести и в рамках принятия бюджета, и по краевым целевым программам, когда эффективные предложения других партий мы услышали и поддержали. Можно говорить, можно критиковать, но надо реально работать, принимать на себя ответственность за решения, может быть, иногда и не популярные. Но надо не бояться идти к людям и объяснять позицию. И будет результат, будет понимание людей.
Вот даже, если взять наш бюджет края на 2010 год - он не совсем спокойный. Он где-то непопулярный. Мы ведь вынуждены были, будем так говорить, ущемить ряд социальных программ. Мы их не отменили. И слава Богу. Это при том, что кризис сказался на бюджете, сократив его в полтора раза по сравнению с 2009 годом – более 50 млрд рублей практически у нас выпало, потому что основные налогоплательщики у нас - металлурги, угольщики, лесники, машиностроители. А они сейчас себя чувствуют не самым лучшим образом . Мы вынуждены были ужаться. И все равно из 100 млрд у нас 74% - это социальные затраты. Так вот, если за "хороший" бюджет, бюджет развития в 2009 году коммунисты почему-то не голосовали, то здесь мы нашли общий язык, и сложный бюджет был проголосован единогласно. Это тоже показатель, в том числе нашей работы как лидирующей партии.
- Но из Москвы планку никакую на эти выборы вам не ставили?
- Нет. Если мы 60% и более по спискам только наберем, и получим большинство по одномандатным округам, естественно, будем предлагать своих глав муниципальных образований. Причем это будут люди, выдвинутые партией из списка депутатского. Иметь в представительном органе квалифицированное большинство любой политической партии важно, потому что это принятие уставных норм, так что там, где, по нашему мнению, есть необходимость, будем бороться за две трети голосов. Дальше после выборов будем бороться, чтобы главы исполнительной власти – сити-менеджеры – тоже были "единороссы". Есть у нас и шесть крупных территорий, где 14 марта пройдут прямые выборы глав (я поселенческий уровень не считаю, это районные и городские округа). И там мы будем бороться за то, чтобы 100% глав были выдвинуты партией.
- Каковы, по вашим оценкам, настроения в народе? Сказался ли кризис на доверии к партиям, сказался ли как-то уход губернатора-"единоросса" Александра Хлопонина на настроениях граждан, на степени их доверия к "Единой России"?
- Кризис не может пройти незаметно, ряд принятых решений не может не отразиться на настроениях людей. Уход губернатора также не остался незамеченным. Все-таки он член партии, член высшего и регионального политсоветов. Конечно, это флаг. Но он не ушел, он остался. Потому что хотя сам он теперь в другом регионе, а дела-то его остались. И это очень важно.
Для нас также очень важно, что президент согласился с теми тремя кандидатурами, которые были предложены партией. Конечно, были серьезные опасения, что придет человек, который не знает край, который далек от его проблем, и много времени понадобится, чтобы их понять. И вот здесь президент нас услышал. Потому что еще до внесения списка шли активные консультации партии с администрацией президента. И президент выбрал одного из трех кандидатов, предложенных нами. Лев Кузнецов является членом "Единой России". Он даже когда ушел в 2007 году с поста первого заместителя губернатора, оставался в региональном политсовете и сегодня остается там. Он оставался советником губернатора, держал руку на пульсе, помогал своими предложениями и губернатору, и правительству края, и партии. Стоял на учете в региональном отделении партии, посещал большинство мероприятий.
То, что выбран именно он – это показатель отношения и к региональному отделению партии. Нас слышит Москва, мы слышим территории, где у нас люди, избранные населением. И это значит, что дает положительные результаты уже устоявшаяся система взаимоподдержки, взаимной ответственности и консолидация усилий всех уровней власти.
- Перед самым последним днем, когда мог быть представлен кандидат в губернаторы, предсказывали, что красноярца не будет. Насколько это было реально?
- Любое решение могло иметь место. Я был в Москве на всех консультациях. Мы стояли на том, чтобы новый губернатор был членом или сторонником партии, и второе – красноярцем. В СМИ звучало около 16 фамилий кандидатов, но мы реально рассматривали около 8 человек. При рассмотрении делали определенный социологический срез, смотрели по СМИ, смотрели комментарии, встречались с людьми. И только после этого ехали в Москву. Велась кропотливая работа, можно сказать, 25 часов в сутки искали достойных кандидатов. И из тех восьми, что мы рассматривали, трое были выбраны. Люди очень достойные.
- Из этих троих, кстати, выбивается замминистра финансов РФ Александр Новак, который не является членом "Единой России".
- Новак - сторонник партии. Он, будучи здесь в ранге первого заместителя губернатора, не успел вступить в партию, ушел в Минфин. Но он является сторонником партии. А главное - может быть, так нельзя говорить о замминистра - но он сторонник Красноярского края.
- Если не секрет, известный житель нашего края Михаил Прохоров – он все-таки рассматривался в качестве реального кандидата или нет?
- В федеральных кругах фамилия Прохорова звучала. И у многих не вызывала отторжения. Потому что Прохоров в последние годы проводил в Москве меньше времени, чем в Норильске и в Красноярске. А самое главное – его реальные дела. Он сделал много для Красноярского края и продолжает делать. Но, наверное, где-то состоялся разговор, и Прохоров сказал: "Нет, ребята, давайте я буду заниматься другими делами".
В федеральных кругах звучали и другие фамилии – тех, кто никогда не был в Красноярске, не имеет к краю отношения. Но получилось, что выбрали нашего красноярца. И спасибо огромное и руководителям партии, и президенту за это понимание. Здесь, конечно, большую роль сыграл Александр Хлопонин – он уходил с поста губернатора на более высокую должность, доказав, что степень доверия к нему высока, и его мнение было услышано.
- Валерий Владимирович, а Ваше личное мнение о Кузнецове? Вы пересекались с ним по работе в "Норильском Никеле", на Таймыре, в крае. Хорошо зная Кузнецова, могли бы вы дать ответ на волнующий всех чиновников края вопрос, насколько серьезными будут кадровые перестановки?
- Основное останется. Уже утверждены 4 марта ключевые первые заместители губернатора – глава аппарата губернатора и глава правительства края. Это те же люди, которые занимали данные посты и при Александре Хлопонине. Преемственность, она будет сохраняться, потому что они, в свою очередь, предложат новому губернатору в большинстве своем сохранить ту команду, тех людей, с которыми они работали. Работали эффективно.
Изменится другое. Кузнецов сегодня заинтересован в повышении эффективности работы каждого руководителя - особенно, если это руководители высшего звена. Если Хлопонин работал в пик кризиса, то Кузнецову предстоит работать в наступившем посткризисном периоде. Для этого нужны другие решения. Ну, и сам Кузнецов - он, по своей сути, человек такой, что он будет стараться до последних мелочей дойти. Принципиально ломать систему или гнуть через колено людей он не будет, потому что фундамент команды краевой власти был заложен, когда он сам участвовал в закладке этого фундамента.
- Мы в лице Александра Геннадиевича потеряли хорошего лоббиста, или его возможности усилились? С одной стороны, теперь инвестиции он будет привлекать на Кавказ, с другой - он стал заместителем Владимира Путина.
- Перед Александром Геннадиевичем поставлена серьезная задача, которая потребует большой отдачи. Но то, что Красноярский край ему будет не безразличен, это точно. Я просто уверен, что если какие-то сложные моменты будут, мы можем всегда на него рассчитывать. Но, опять же – сегодня у него не простая задача, и мы сами должны оказать ему поддержку в виде продолжения тех вещей, которые он начал, в виде эффективности работы, в позиционировании Красноярского края. Мы должны показать, что Александр Геннадиевич выстроил эффективную систему. Основная заслуга любого руководителя - когда ты сделал то, что работает без тебя. Мы сегодня наизнанку просто должны вывернуться, чтобы поддержать Хлопонина, поддержать его начинания. Это, думаю, понимает и новый губернатор, и будет понимать правительство края. Преемственность – она не только в том, чтобы исполнять то, что было намечено, но и в умении ставить новые задачи, чтобы продолжать идти тем путем, которым мы шли при Александре Хлопонине.