Экономическая ситуация заставляет пересматривать подходы к решению различных задач, в том числе, изменения коснулись и условий выполнения государственных контрактов.
Что поменялось в работе с поставщиками, как изменились условия выполнения государственных контрактов, а также о предварительных итогах работы в текущем году в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель Новосибирского Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) России Дмитрий Сухоплюев.
- Дмитрий Валерьевич, как Вы оцениваете предварительные итоги 2024 года УФАС по Новосибирской области?
- Год был результативный: много мероприятий, посвящённых 20-летию ФАС России, большое количество дел по всем направлениям, почти 100-процентная поддержка от судов. Более чем в два раза увеличилась нагрузка по контролю за соблюдением законодательства о рекламе. В этом году возбуждено 143 дела о нарушении законодательства о рекламе, тогда как в 2023 это было всего лишь 63 дела. Выросло количество дел по ст. 18 (закона "О рекламе" - ИФ): это - незаконная реклама, распространённая посредством смс-сообщений, звонков и email-рассылок без согласия абонента. На данный момент мы предпринимаем все меры, чтобы сократить количество таких нарушений.
- Какие тенденции отмечаются сейчас в сфере закупок?
- По показателям направления контроля закупок отмечен существенный рост количества обращений о включении информации о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Для сравнения: в том году было рассмотрено порядка 600 обращений о включении в РНП, а в текущем более 800, следовательно, есть прирост более чем на 30%. В 2022-2023 годах сложилась тенденция недооцененности рисков, когда затруднения исполнения контрактов преимущественно были связаны с волатильностью рынка в стране и с активной санкционной политикой недружественных стран. Часто участники заявляют о том, что причина неисполнения контракта - это внезапное повышение цены на рынке и невыгодность контракта. Но у подрядчиков должна быть осмотрительность, чтобы, выходя на тендер, они могли сознательно понимать и оценивать риски, изменения в экономике и в товарообороте.
- Какие у УФАС планы по работе на 2025 год? Какие тенденции нас ожидают в 2025 году?
- В первую очередь антимонопольная служба должна достойно, ответственно и с полной отдачей выполнять порученные задания, исполнять возложенные функции по контролю. Мы продолжим работу по борьбе с "профессиональными жалобщиками", которые оказывают существенное негативное влияние на закупки и срывают проведение социально значимых закупок. По жалобам, действительно содержащим информацию о нарушениях, будет вестись активная работа. Сохранится мониторинг цен на социально значимые товары и нефтепродукты.
- Расскажите поподробнее про "профессиональных жалобщиков". Зачем они это делают?
- Причины бывают разные: одни пытаются сорвать закупки, чтобы с победителя получить маржу за отзыв жалобы или за её неподачу, другие закидывают заказчика жалобами, а потом предлагают консалтинг по размещению закупок. Сейчас, когда поступают жалобы, мы тщательно проверяем, исполняла ли эта фирма контракты. Если видим, что контракты она не заключала, а нарушения были несущественные, то стараемся данную закупку не отменять.
- Новосибирская область стала первым регионом в Сибири, который занялся вопросом стабилизации цены на сливочное масло. Какие меры принимаются по стабилизации цен на другие продукты?
- Соглашения о стабилизации цен - это политико-социальный вопрос, потому что, с одной стороны, это действие прямо направлено на стабилизацию цен, а с другой - препятствует возникновению искусственного дефицита товаров. Губернатор призвал профильное министерство продолжить работу по нашим рекомендациям, поэтому на 2025 год уже прорабатывается заключение соглашений о стабилизации цен. Текущие соглашения с производителями о стабилизации цен действует до 31 декабря 2024 года. В дальнейшем этот вопрос предстоит обсудить, учитывая риски, поэтому это будет либо поквартально, либо на год. Должен быть соблюдён определённый баланс, при котором производители получат соответствующую прибыль при объективной и обоснованной цене на социально значимые товары.
- Многие сейчас жалуются на подорожавшую красную икру под Новый год...
- Эта ситуация держится на контроле ФАС. Служба проводит анализ цен на рыбную продукцию, исследуя всю товаропроводящую цепочку "от рыбака до прилавка". Ведомство уже получило от торговых сетей информацию о ежемесячной динамике средневзвешенных закупочных и розничных цен на отдельные виды рыбы. Полученные сведения позволят сделать вывод о структуре ценообразования на рыбную продукцию. При наличии признаков сговора или иных нарушений антимонопольного законодательства будут приняты соответствующие меры.
- Будут ли соглашения по ценам не только на продукты питания, но еще на какие-то другие товары?
- Пока соглашений нет, но я надеюсь, что другие регионы возьмут практику по Новосибирской области за пример и тоже заключат подобные соглашения. Сейчас работа ведется, коллеги пытаются проработать вопрос по необходимости заключения соглашений с хозяйствующими субъектами. Я встречался с полномочным представителем президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолием Анатольевичем Серышевым, докладывал об этой ситуации, он поддержал позицию продолжения работы по заключению соглашений. В настоящее время соглашения заключены на короткие сроки для возможности оперативно реагировать и при необходимости подписывать новые, которые не допустят ситуации превышения спроса над предложением и ажиотажа в новогодние праздники.
- Это не приведет к тому, что будет меньше товара производиться? Может ли получиться так, что производителю станет невыгодно продавать масло, а будет проще уменьшить количество надоев молока?
- Мы направляем все меры на стабилизацию цен и недопустимости создания искусственного дефицита, но не давим на предпринимателей. Тем более, речь идёт именно про товары первой необходимости, пусть, например, наценка на масло будет 5-10%, а на карпаччо - 50%. Те, кто готовы заключить соглашение, смогут абсолютно законно разместить на ценнике информацию о заключении соглашения по стабилизации цены, а региональное правительство может выпустить релиз с упоминанием добросовестности этого производителя.
Местные сети спокойно отнеслись к заключению соглашения, потому что их экономика уже построена на минимальной наценке на социально значимые продукты питания. Федеральные сети давно взяли обязательства о сдерживании торговой наценки на такие продукты, а вот местные подошли к вопросу индивидуально. На территории Новосибирской области только "Продсиб" и "Быстроном" приняли соответствующее решение по самоограничению торговой наценки. С ними будет продолжена работа в профильных министерствах как по возможности заключения соглашений на длительный срок, так и по увеличению позиций тех товаров, которые реализуются с минимальной наценкой.
- Какие Вы бы выделили наиболее любопытные дела управления в 2024 году?
- В октябре этого года было вынесено решение по краткосрочной парковке на территории аэропорта "Толмачево". Мы посчитали неправильным, что из-за изменений правил пользования автомобильной краткосрочной парковкой повторный заезд в течение 15 минут стал тарифицироваться в рублях. Был проведен анализ ситуации, написаны соответствующие запросы как к таксомоторным компаниям, так и в "федеральный" Яндекс. Яндекс сообщил, что по этому поводу уже есть жалобы граждан на службу такси. Таксисты не хотят заезжать на территорию, требуют пройти 500 метров до соответствующей машины, просят доплатить за то, что они повторно заехали и так далее.
Также мы установили, что на территории аэропорта действует служба такси ООО "Новапорт Трейдинг", которая получила преимущество по бесплатной парковке, а значит, находится в неравном положении с другими хозяйствующими субъектами. Обществу выдано соответствующее предписание, а аэропорту необходимо пересмотреть правила парковки, чтобы удовлетворить интересы таксистов и не ущемить права граждан.
- Будут ли новые правила парковки распространены на другие аэропорты холдинга?
- В каждом аэропорту свои правила парковки и въезда. У аэропорта "Толмачево" зафиксированы нарушения, так как запрошенная информация по экономической обоснованности и по правильности экономических расчетов стоимости парковки не предоставлена. Не исключаем, что дело может стать прецедентным и будет распространяться на другие аэропорты.
- Насколько успешно идет борьба с картельными сговорами?
- На данный момент ФАС России разрабатывает программу "Антикартель", которая будет в автоматическом режиме выявлять картельные сговоры. Также уже есть цифровые инструменты, помогающие выявлять правонарушения и картели в разных сферах. Хочу отметить, что сейчас всё реже встречаются вопиющие факты картельных сговоров, какие случались еще 5 лет назад.
- О каких сферах идет речь? И в каких сферах еще предстоит работа?
- Сферы абсолютно разные, например, в этом году обнаружены сговоры в сферах клининга и стройки. Если говорить по динамике нескольких лет, то лидируют стройка, автомобильный ремонт, содержание автомобильных дорог и ремонт. На особом контроле - реализация национальных проектов, например, строительство школ и детских садов.
- Не секрет, что из-за повышения цен на строительные материалы и высоких ставок по кредитам многие компании оказываются под риском банкротства. При этом не всегда компаниям удается обосновать повышение стоимости работ и увеличить стоимость госконтракта. Как Вы считаете, стоит ли ожидать срыва госзаказов и пополнения РНП из-за финансовых проблем компаний?
- Многие участники ошибочно считают, что если на рынке повысилась цена, то по госконтракту можно изменить цену.
Недавно прокуратура обратилась в суд с тем, что заказчик изменил существенные условия контракта, добавив в контракт аванс из-за повышения цен на строительном рынке. Суд принял решение, что колебания курса валют и изменение стоимости строительных материалов не являются основанием для изменения цены контракта. По итогу прокуратура возбудила дело, и заказчика привлекли за нарушение к административной ответственности.
Нужно понимать, что когда в 2014 году из-за резкого роста количества санкций было невозможно купить что-то, это действительно были условия непреодолимой силы. Сейчас же нужно ориентироваться на российского производителя, так как есть каждодневный риск логистики ввиду введения санкций в отношении тех или иных товаров. Мы видим, как идет колебание курса валют, но это не является обстоятельством непреодолимой силы. К примеру, "СпецТрансСтрой" работал на рынке успешно, но в какой-то момент заказчики стали массово принимать решения об односторонних отказах. В результате анализа деятельности фирмы установлено, что часть ситуаций были обоснованы, но в большинстве случаев фирма сама не оценила возможные риски, а заказчик не принял работы по причине некачественного выполнения. По итогу у организации уже четыре записи в РНП.
- На итоговой пресс-конференции губернатор Новосибирской области Андрей Травников говорил о том, что правительство не могло предусмотреть изменений финансовой модели концессий, где заложено получение кредита властями. То есть они даже не могли предусмотреть, то, что ключевая ставка будет 18%, а сейчас вообще 21%. Он сказал, что они бы не заключали концессии, если бы знали, что будет такая ситуация. Может ли повышение ключевой ставки стать основанием для изменения условий контракта?
- Во-первых, по тем контрактам, которые участники заключают сейчас, должно было быть учтено повышение ключевой ставки. Во-вторых, ключевая ставка высокая уже давно, а большинство контрактов заключается на год. То есть контракты, заключённые в начале года, были уже при большей ставке. Могу сказать, что по тем фактам, когда были односторонние отказы от исполнения контракта, мы не видели причинно-следственной связи именно со ставкой. Зачастую это некачественное выполнение работы, на которое процентная ставка не может повлиять.
Если подрядчик пытается удешевить работы, он должен понимать, что должен согласовать с заказчиком замену товаров в рамках контракта. Недопустимо включать компании в РНП исключительно по формальным признакам. Всегда нужно трезво оценивать действия, связанные с заключением контракта и его исполнением, добросовестность участника, желание исполнить контракт, а также учитывать уже сложившуюся судебную практику.
- Вы говорили о том, что увеличивается количество отказов по исполнению контрактов. Не приведет ли это к срыву большого количества этих контрактов?
- Такой предпосылки сейчас нет. Даже когда в 2014 году вводили санкции, то процент исполнения колебался, но оставался примерно на уровне 50%. Все-таки участники понимают, что, несмотря на сложности, нужно исполнять контракты, а если нет возможности закупать товар напрямую из Европы, то можно приобрести товар у дружественных стран.