Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ) основан в 1930 году и стал первым вузом в Кузбассе. Сегодня здесь учится около 7 тыс. студентов, в составе университета действует 10 институтов, 25 кафедр и колледж. О сотрудничестве с индустриальными партнерами, перспективах высшего технического образования и начавшейся трансформации СибГИУ "Интерфаксу" рассказал ректор, депутат парламента Кузбасса, экс-управляющий директор "Западно-Сибирского металлургического комбината" ("Евраз ЗСМК") с 10-летним стажем и выпускник СибГИУ Алексей Юрьев.
- Алексей Борисович, вы уже почти 1,5 года руководите СибГИУ, сначала как проректор, а с марта 2021 года уже в должности ректора. Скажите, какие наиболее значимые реформы вам и вашей команде удалось провести в вузе за это время?
- За полтора года мы сделали только первые шаги: определили для себя 5-10-летний горизонт планирования; разработали стратегию, которую принял ученый совет с учетом современных требований к высшему образованию как от учредителя (Минобрнауки РФ), так и от индустрии и студентов. Мы планируем трансформацию образовательных форматов, новые исследования и лаборатории, серьезное вовлечение в региональную экономическую повестку, также предусмотрена плотная совместная работа с нашими индустриальными партнёрами. Стратегия сформирована с учетом программы развития высшего образования в нашей стране - "Приоритет 2030", а также концепции "Университет 3.0", которая основана на сочетании образования, науки и инновационного предпринимательства.
"Фишкой" СибГИУ всегда была металлургия (раньше исключительно аналоговая), мы в этом преуспели. Профессор нашего университета, известнейший ученый-металлург Юрий Грдина весь мир поставил на кузнецкие рельсы - рельсы Кузнецкого металлургического комбината (вошел в состав объединенного "Евраз ЗСМК"). При этом идеология и дизайн этих рельсов за последние 100 лет практически не изменились. И таких примеров совместной деятельности университета и промпредприятий в нашей истории немало. Быстро меняющийся мир формирует новые вызовы, и мы продолжаем искать пути дальнейшего развития вуза совместно с нашими индустриальными партнерами.
- С какими индустриальными партнерами сейчас работает СибГИУ? Какую роль они играют в образовательных процессах вуза?
- У СибГИУ давняя и крепкая связь с компанией Evraz и, в частности, расположенными на юге Кузбасса "Распадской угольной компанией" и "Евраз ЗСМК", ОК "Русал", меткомбинатом "Кузнецкие ферросплавы" и компанией "Сибшахтострой".
Этой осенью мы подписали соглашение с крупным международным холдингом Danieli - мировым лидером по производству оборудования для предприятий металлургии, в том числе горно-металлургического, экологического и мощнейшего энергетического.
Благодаря нашим индустриальным партнерам студенты проходят оплачиваемую практику на современных производствах. А, например, Evraz еще и выплачивает стипендии перспективным студентам, которые после выпуска планируют работать в компании.
Буквально на днях у нас появится новый солидный партнер - это компания SAP, один из мировых лидеров в области цифровизации. SAP располагает серьезными, в том числе мобильными инструментами, которые позволяют не только организовывать производственные процессы и руководить ими, но и в режиме реального времени корректировать их для снижения себестоимости и улучшения качества продукции. Трехсторонний меморандум о сотрудничестве будет подписан СибГИУ и компаниями "ЕвразТехника" (Evraz) и SAP.
- Зачем металлургическому ВУЗу IT-компания?
- Мы уже дошли до определенного предела аналоговых средств производства, дальше без "цифры" и искусственного интеллекта развиваться невозможно. Это понимают ведущие промышленные холдинги и поэтому кооперируются с крупными цифровыми компаниями. В свою очередь, СибГИУ уже в следующем учебном году откроет в институте металлургии и материаловедения новое направление подготовки - цифровая металлургия.
Вместе с тем, мы возвращаем в актив такое направление подготовки, как литейное производство - базу любого сталелитейного предприятия. Когда-то СибГИУ выпускал специалистов этого профиля, пока не были утеряны необходимые кадры, а с ними возможность и желание вести такую работу.
- Алексей Борисович, Вы десять лет (с 2009 года по 2019 год) были управляющим директором "Западно-Сибирского металлургического комбината" - одного из крупнейших в стране метзаводов, поэтому понимаете требования потенциального работодателя. Как вы считаете, какие изменения необходимы в техническом высшем образовании в целом и в СибГИУ в частности, чтобы выпускать высококвалифицированные кадры, готовые сразу приступить к работе на предприятии без длительной дополнительной подготовки?
- Я считаю, что сложившаяся в высшем образовании ситуация - это вызов для всех университетов, не только для СибГИУ. Чтобы ответить на этот вызов достойно, нам нужно совместно с партнерами и региональными властями "спроектировать" выпускника с учетом требований региональной экономики и социальной повестки. Нужно "настроить" программы бакалавриата, специалитета, магистратуры под те компетенции, которыми должен обладать выпускник.
Вслед за ним нам нужно будет "спроектировать" абитуриента. Считаю, если высшая школа не дойдет до общеобразовательной школы, до средних профучреждений, то это будет мартышкин труд. Университеты и индустриальные партнеры должны заниматься школьниками с 7 класса, тогда они будут готовы к активностям в вузе, практической работе.
Кроме того, я абсолютно согласен с главой Минобра Валерием Николаевичем Фальковым, который в одном из интервью сказал, что современному университету нужно быть активным участником экономических отношений - создавать новые продукты и технологии в сотрудничестве с предприятиями, делать вклад в экономику.
Я считаю, что индустриальный партнер и вуз должны быть объединены для совместного решения производственных, технологических задач, как это было раньше, когда, например, профессора и доценты имели пропуска на крупнейшие меткомбинаты Новокузнецка. По сути, у каждого из них было два рабочих места: одно де-юре в университете, другое де-факто на заводе, преподаватели жили в реальной индустриальной повестке. Кроме того, необходимо и студентов вовлекать в решение реальных производственных задач. В этом случае по запросу индустриального партнера можно будет создавать проектную группу из представителей предприятия, студентов-бакалавров, профессоров и доцентов. В результате получим решенную производственную задачу и выпускников с реальным опытом работы на промпредприятии, которые будут востребованы на рынке.
Если такое взаимодействие налажено, индустриальный партнер заинтересован, чтобы в ВУЗе появлялись необходимые инструменты - новые современные лаборатории, комплексы, аудитории. И такая работа в СибГИУ ведется. Осенью совместно с Evraz мы открыли Центр цифровых компетенций, необходимый для подготовки специалистов в области анализа и обработки больших данных (datascientist, dataengineer, dataanalist) и разработчиков python/java для промышленного сектора региональной экономики. Центр включает в себя три лаборатории: Big Data и цифрового моделирования, программной инженерии и сетевую. Каждая оснащена вычислительной техникой класса hi-tech и специализированным программным обеспечением.
Также при поддержке Evraz мы открыли Центр "Геоэкология", в составе которого: лаборатории экологии водного и воздушного бассейнов, рециклинг-технологий, химических методов исследования (включая подготовку по стандартам WorldSkills Россия по компетенции R6 "Лабораторный химический анализ"), а также специализированный компьютерный класс. Центр будет способствовать формированию у студентов экологических компетенций, значение которых растёт вместе с ролью "зелёной" повестки и внедрением принципов ESG в работу промышленных компаний.
Кроме того, осенью при поддержке другого нашего партнера - компании "Сибшахтострой" в СибГИУ открылась лаборатория систем автоматизации и диспетчеризации технологических комплексов и промышленных предприятий, с оборудованием компании SchneiderElectric. Вместе с еще одним нашим давним партнером - компанией Micromine мы открыли компьютерный класс, а всего за год открыли пять таких классов, которые оснащены новейшим оборудованием.
В перспективе мы хотим заниматься также вопросами декарбонизации и переработки отходов, интеллектуальными транспортными системами. У нас есть необходимость проектирования и запуска инжинирингового центра.
- Сотрудничает ли СибГИУ с другими вузами?
- Я уверен, что если вуз хочет глубоко заниматься металлургией, горным делом, транспортом, цифровизацией, экономикой, то необходимо плотно взаимодействовать не только с индустриальными, но и с академическими партнерами. И такая работа СибГИУ также ведется: осенью мы подписали соглашения о сотрудничестве с Череповецким государственным университетом (ЧГУ) и Липецким государственным техническим университетом (ЛГТУ), тем самым приступив к созданию "металлургического пояса", который в перспективе объединит ведущие металлургические вузы России.
Также в ближайших планах соглашение с Магнитогорским государственным техническим университетом (МГТУ), а в 2022 году планируем договориться о сотрудничестве с Московским институтом стали и сплавов (МИСиС) и тем самым еще больше расширить сообщество, внутри которого сможем делиться инструментами, технологиями, программами и даже студентами и преподавателями. Кроме того, считаю ценным тот факт, что у этих вузов выстроено индустриальное партнерство с ведущими металлургическими предприятиями РФ - холдингом "Северсталь", Новолипецким меткомбинатом (НЛМК) и Магнитогорским меткомбинатом (ММК).
- Профильные министерства страны регулярно вводят различные программы, направленные на повышение качества образования. Участвует ли СибГИУ в них и есть ли планы по вхождению в какую-либо программу?
- В этом году мы не стали участниками программы "Приоритете 2030", но уже четко понимаем, какие моменты требуют доработки, и в следующем году обязательно в нее заявимся. В эту программу заложено два базовых принципа - уход от формализации деятельности и переход к проектированию изменений в университетах.
Одно из обязательных условий вхождения в программу - участие в консорциуме, который комплексно решает производственные задачи, как региональные, так и отраслевые. И у нас такой консорциум уже есть - это наш "металлургический пояс". Представители входящих в него вузов приняли участие в недавно прошедшей на базе СибГИУ международной металлургической конференции и обсуждении изменений, которые мы планируем. Крупный ученый, профессор ЛГТУ Владимир Соловьев начал заниматься темой рельсов. И это притом, что их индустриальный партнер - НЛМК, рельсы не выпускает, эту продукцию производят только меткомбинаты Evraz и Челябинский меткомбинат "Мечела". Это говорит о том, что наш "металлургический пояс" начинает работать, и мы готовы к перезапуску всех процессов и глубокой трансформации СибГИУ.
Кстати, 90% участников этой конференции - выпускники СибГИУ. Большая часть руководителей крупнейших метпредприятий страны - также наши выпускники.
- Как выстроено у вуза взаимодействие с властями города и региона? Каковы точки пересечения? Какой Вы видите роль власти в "проектировании" востребованного современной экономикой выпускника?
- Власть может направлять, организовывать и сближать позиции. В Кузбассе так и происходит. Мы очень плотно взаимодействуем с главой Новокузнецка Сергеем Николаевичем Кузнецовым, губернатором Кузбасса Сергеем Евгеньевичем Цивилевым, благодаря которому мы получили великолепный инструментарий - научно-образовательный центр мирового уровня "Кузбасс", куда зашли почти все вузы региона. Там как раз и выковывается программа взаимодействия между научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, промышленностью и властью. Мы работаем в тесном контакте с кузбасскими министерствами образования (возглавляет Софья Юрьевна Балакирева), а также науки и высшего образования (Ирина Александровна Ганиева).
Кроме того, на площадке СибГИУ проходят самые разные городские и областные мероприятия. Например, раут олимпиоников области, слет студенческих отрядов Кузбасса, женский форум. СибГИУ регулярно становится площадкой августовского форума педагогических работников Кузбасса.
- Вы пришли к руководству вузом в разгар пандемии, когда СибГИУ пришлось переходить на дистанционный формат обучения. Какие меры были предприняты для того, чтобы сохранить качество обучения в этот непростой период? Оцените перспективы дистанционного образования?
- Пандемия подтолкнула нас к внедрению дистанционных форматов обучения. Мы поставили перед собой задачу - спроектировать, построить и запустить специальную аудиторию, которая позволяла бы продолжать обучение в формате дистанта с увеличением качества образования. Этой осенью мы такую аудиторию открыли, назвали ее "Аудитория поколения Z". Она оснащена программно-аппаратным комплексом, в составе которого - видеодоска с сенсорным управлением, видеокамера с высоким разрешением, суфлер, вспомогательные экраны для лектора, специальное ПО, которое позволяет создавать презентации нового интерактивного типа. Спикер самостоятельно управляет процессом съемки. В режиме реального времени происходит наложение графики на видео - видео готово сразу по окончании лекции.
Аудитория также подходит для проведения видеомарафонов, вебинаров, записи видеокурсов с широкими интерактивными возможностями и online-трансляций (в том числе трансляций в поточные аудитории СибГИУ). Кстати, записанная в нашей студии лекция о важности вакцинирования от Covid-19 стала одной из самых просматриваемых в Новокузнецке.
Однако образовательный процесс не может строиться только на дистанте. Живое общение между профессором и студентом ничем не заменить, поэтому, считаю, лучший формат - гибридный. Для этого университету необходим коллективный иммунитет. Мы предприняли ряд шагов, чтобы вакцинироваться можно было быстро и комфортно, без отрыва от образовательного процесса. Прививки ставим в здравпункте вуза дважды в неделю. Профессорско-преподавательский состав по данным на начало декабря привит на 88%, студенты - на 56%. Мы, со своей стороны, всячески стимулируем этот процесс. Так, для всех вакцинированных студентов в СибГИУ организованы бесплатные обеды. Кроме того, уже в январе мы разыграем среди них "яблочные" гаджеты - I-phone, Apple-watch, AirPods.
- Благодаря системе ЕГЭ перспективные выпускники получают возможность учиться в столичных вузах, и они ее используют. Как это повлияло на укомплектованность местных вузов "отличниками" и что планирует делать СибГИУ, чтобы стать привлекательнее для абитуриентов? Как в вузе решается проблема оттока профессиональных педагогических кадров из региона?
- В прошлом году мы провели большую работу с образовательными управлениями и средне-профессиональными образовательными учреждениями на юге Кузбасса, от Междуреченска и Таштагола до Белово. Что называется, взяли их в свою орбиту - рассказали про то, что уже сделано в СибГИУ, а также про наши планы. Считаю, определенный эффект это дало. Так, средний балл по ЕГЭ на вступительных экзаменах СибГИУ вырос за 2 года на 10 пунктов и составил 62. Считаю, это хорошая динамика. К тому же, по последним данным городского комитета образования и науки, большинство выпускников новокузнецких школ поступило именно в наш университет.
Но вопрос ведь не в "битве" за абитуриента, вопрос в его карьерных и социальных перспективах после окончания университета. Мы фиксируем снижение оттока перспективных выпускников. Эта тенденция есть и в Сибири, и на Урале, и даже в средней полосе.
Определенные барьеры для оттока абитуриентов создала пандемия. Но также нельзя отрицать и того, что в Кузбассе идут большие изменения. Региональная повестка (в части социальных вопросов, туризма, строительства) сегодня составлена таким образом, что грех отсюда уезжать - как бы через 2-3 года не пришлось возвращаться. И самые "вкусные" места к тому времени уже могут быть заняты более серьезными и конкурентными специалистами, в том числе выпускниками СибГИУ. Мы об этом сейчас говорим кузбасскому сообществу.
В прошлом году мы организовали в стенах вуза новую активность - раут олимпиоников. Мы пригласили всех победителей школьных олимпиад - тех, кто занял 1, 2 и 3 места, провели анкетирование и получили шокирующие цифры - только 4% олимпиоников планировали оставаться в регионе. Однако, когда мы провели приемную кампанию, то поняли, что олимпиоников в СибГИУ поступило 12%. Считаю, это говорит о том, что завтрашние выпускники и их родители плохо знают, что происходит в регионе. Однако потом, когда они, в том числе, с нашей помощью вникают в ситуацию, понимают вес наших индустриальных партнеров на международном рынке, то зачастую меняют свое мнение. Тот же Evraz имеет показатель EBITDA (показатель устойчивости компании) в $1 млрд, почему бы не пойти работать в эту компанию? Но чтобы пойти, нужно отучиться в индустриальном ВУЗе - таком, как наш.
Что касается педагогических кадров и их оттока - задача решается через постоянную модернизацию так называемого "эффективного контракта". Каждому сотруднику, имеющему большие амбиции, мы готовы предлагать особые условия. Мы уходим от усреднения результатов работы, предлагаем индивидуальный подход к размеру заработной платы, решению бытовых и социальных вопросов. Уже сегодня наш коллектив пополняется кадрами даже из других регионов страны.
Отмечу также, что СибГИУ большое значение уделяет развитию базы общежитий, модернизации культурного центра и спортивной инфраструктуры. В этом году запустили долго простаивавший санаторий-профилакторий.
- Есть ли понимание, в каком направлении будет развиваться вуз в части новых образовательных программ, ориентированных на будущее трудоустройство выпускников? Какой вообще идеальный образ выпускника СибГИУ?
- По критерию трудоустройства выпускников по той профессии, которую они получили в стенах вуза, у СибГИУ очень высокие позиции - 37-е место в РФ, хотя по всем остальным показателям мы во второй сотне.
В перспективе мы нацелены на многопрофильный вуз. Таковы требования времени. Кузбассу нужны учителя - мы в прошлом году открыли в СибГИУ институт педагогического образования - здесь мы расширяем направления подготовки в зависимости от запроса. Так, со следующего года введем физику как базовую дисциплину для подготовки учителей физики для школ - эти специалисты сейчас в большом дефиците. Кроме того, это наш вклад в формирование интереса к профессии инженера еще со школьной скамьи.
Но о каком бы профиле мы не говорили - инженерно-техническом или гуманитарном, считаю, нужно всегда помнить о том, что главный человек в вузе - студент. И главный принцип проектирования новых программ - студентоцентричность! Мы строим новые программы "вокруг студента". Кроме того, считаю, студенту нужно давать возможность лично выбирать дисциплины в дополнение к "якорным" - это мировая практика.
Вообще я противник того, чтобы время, проведенное в стенах вуза, называлось "учебой", считаю, этот термин должен уже выйти из употребления. Человек четыре, шесть или даже десять лет живет в университете. Нужно обеспечить ему нормальную жизнь, а это и волонтерство, и спорт, и наука, и образование, и культура, и соцповестка. И наша главная задача как вуза состоит не только в том, чтобы за эти годы вырастить из вчерашнего абитуриента профессионала, но и с помощью воспитательной, культурно-массовой, спортивной, командообразовательной, проектной деятельности сделать из него человека, который мог бы достойно жить в современном, непростом, быстро меняющемся мире.
Уже понятно - одного высшего образования недостаточно, чтобы быть успешным, учиться придется постоянно. Для этого, получая первое базовое профессиональное образование, нужно набрать соответствующие компетенции и навыки, в том числе гуманитарные.
Идеальный образ нашего выпускника - это многосторонняя личность, специалист, у которого превалирует инженерно-техническая составляющая, который обладает сквозными экономическими и IT-компетенциями, но обязательно имеет и гуманитарный уклон. Без этого в современном мире никак.