В 2020 году состоялся организованный АНО "Россия - страна возможностей" конкурс "Лидеры России. Политика", в котором приняли участие предприниматели, журналисты, общественные деятели, действующие депутаты Госдумы. Из 34 тыс. человек, подавших заявки на участие в конкурсе, до финала дошли 100 человек, 49 из них стали победителями. О том, как полученные в ходе конкурса знания могут помочь в решении региональных проблем, "Интерфаксу" рассказала победитель конкурса Ольга Бороненко.
- Ольга Михайловна, почему Вы решили участвовать в конкурсе "Лидеры России. Политика"?
- По своему первому образованию я юрист-международник, окончила факультет "Мировая экономика и право" Сибирского государственного университета путей сообщения, мне интересна политическая повестка – как внешняя, так и внутренняя. Когда в феврале прошлого года начался этот конкурс, я решила проверить себя, свои знания, попробовать что-то новое, посмотреть всю эту "кухню" изнутри, познакомиться с новыми интересными людьми. Не могу сказать, что это была прямо какая-то карьерная цель, абсолютно нет. Я верила, что выиграю, если честно, и решила попробовать свои силы.
В конкурсе было несколько этапов. Сначала дистанционный: мы регистрировались, выполняли обязательные задания, записывали видеоинтервью, потом у нас были тесты по обществознанию и лидерскому потенциалу. Замечу, что участники получили обратную связь, развернутые рекомендации - что доработать, на что обратить внимание. Даже если все хорошо, все равно давался список литературы по каким-то направлениям. По юриспруденции, кстати, у меня самый высокий балл среди всех участников конкурса, что говорит об уровне новосибирского образования.
Из почти 34 тыс. заявок, поданных на конкурс, к дистанционному этапу отбора допустили чуть более 9 тыс. конкурсантов, а по его итогам в полуфинал прошли 544 человека, из которых затем были отобраны 100 финалистов. Победителями были признаны 49 человек, в их число вошла и я.
Понятно, что с победителями конкурса сейчас больше работают, но, тем не менее, со всеми участниками конкурса у организаторов есть какие-то интересные проекты, участники кооперируются и между собой, придумывают какие-то благотворительные акции. Даже если участник конкурса не стал победителем, он все равно продолжает свое дело, о нем узнали. Мы все из разных сфер, и получается достаточно сильная коллаборация.
После финала, который состоялся в октябре, мы продолжили обучение по специальной программе "Мастер публичной политики", разработанной мастерской управления "Сенеж" совместно с Высшей школой государственного управления РАНХиГС. Каждый месяц в течение четырех дней с нами общаются члены правительства РФ, руководители банков, губернаторы, которые делятся своим опытом, лучшими практиками. Эта программа завершается в июне. Кроме того, у нас есть "волшебная кнопка" – через своих наставников, депутатов Госдумы и сенаторов, мы можем обратиться в любое министерство, например, с предложением по корректировке законодательства и так далее.
- Изменилось ли Ваше представление о политике после конкурса?
- По моему внутреннему ощущению конкурс – это попытка привлечь людей, что называется, в конструктивное русло, сделать внутреннюю политику государства соответствующей запросу граждан, приблизить ее к земле, потому что власть - будь то администрация президента РФ, политические партии – видит потребность людей в новых лицах, свежих идеях, какой-то энергии. Свою роль я вижу в том, чтобы быть связующим звеном между гражданами, жителями нашего региона и властью, чтобы не было искаженной коммуникации.
- В Новосибирской области, на Вашей малой родине, такой запрос есть?
- Безусловно, запрос есть, и он даже сильнее, чем в некоторых других регионах. Новосибирск – образовательный и научный центр, можно сказать – научная столица России, у нас много студентов, много молодых ученых, и конечно, им, и не только им, хочется видеть что-то новое. На мой взгляд, Новосибирская область может совершить рывок, взлет. В конце концов, Новосибирск - крупнейший муниципалитет страны, самый большой город за Уралом. И я думаю, наш уровень жизни и вся наша инфраструктура должна этим званиям соответствовать, чтобы у нас были чистые улицы, красивые парки, удобные сервисы.
- Если говорить о Новосибирске как о научно-образовательном центре, что мешает этому рывку?
- Я разговаривала с некоторыми молодыми учеными в новосибирском Академгородке. Проблема, конечно, заключается в утечке умов, утечке кадров, потому что настоящий ученый стремится работать там, где есть условия и для занятий наукой, и для жизни. Здесь же, в Новосибирске, зарплаты у молодых ученых невысокие – и мы помним, что было даже поручение президента разобраться, почему так происходит. Чтобы на ставку заработать, нужно работать день и ночь, есть определенные несовершенства в системе предоставления грантов.
В результате Новосибирск не становится местом притяжения. Здесь же учится много приезжих. И если местных выпускников здесь еще что-то держит – жилье, родители и так далее, то приезжий, став ученым и получив приглашение, допустим, на Запад, собирает свой чемоданчик и уезжает, пусть даже молодым ученым здесь дают жилье, они стоят в очереди. Но есть проблемы и в организации научной работы как таковой: у нас, если нужно получить какое-то оборудование, реактивы – через систему закупок этого можно ждать год, тогда как у их зарубежных коллег это вопрос нескольких дней.
И конечно, если умные, квалифицированные люди будут уезжать, о каком инновационном развитии может идти речь? Нам нужны свои разработки, потому что, конечно, можно что-то заимствовать, но это означает отставание, а нам-то нужно быть на шаг впереди, а то и на два и на три. Кроме того, в условиях санкций против России заимствование ряда технологий просто невозможно. Поэтому другого выхода, кроме поддержки науки и собственных разработок, у нас нет.
И я сейчас пытаюсь привлекать фонды благотворительные, потому что можно думать: ты изменишь закон и станет лучше, но не сразу. Чтобы стало лучше уже завтра, нужно привлечь фонды, чтобы платить какие-то стипендии, гранты.
- Вы являетесь независимым экспертом комитета по жилищному хозяйству и землепользованию Европейской экономической комиссии ООН. Может ли пригодиться международный опыт Новосибирску, Новосибирской области?
- Действительно, в рамках реализации проект ООН по целям устойчивого развития (всего этих целей 17 от ликвидации нищеты до построения открытого и миролюбивого общества, решения экологических проблем) Европейская экономическая комиссия разработала критерии "умных" устойчивых городов, подразумевающие широкое использование цифровых технологий, рациональное использование ресурсов и так далее. Там почти 100 критериев, на сегодняшний день в программе участвуют города в Белоруссии (Гродно), Киргизии (Бишкек), Казахстане (Нур-Султан), заявки подали 17 городов в Норвегии, российских городов в программе нет. Причем не обязательно речь идет о больших городах, в программе участвуют и города с населением около 50 тыс. человек. Возможно, какие-то наши города могли бы в этом поучаствовать, выгода здесь не только в консультационной, экспертной поддержке, это привлечение инвестиций, потому что "умные города" – это быстрорастущий рынок почти во всех отраслях городской экономики – и в коммуникациях, и в транспорте и многих других.
В России есть ведомственный проект Минстроя РФ, который тоже называется "Умные города", там 47 критериев. В проекте участвуют Новосибирск и наукоград Кольцово, они должны достигнуть показателей к 2024 году.
Но я считаю, что от "умного" города нужно идти к "умному региону", не забывая сельские территории, потому что жизнь и услуги в городах, в агломерациях не должны отличаться от жизни в сельских территориях. В том числе, например, по доступу к интернету, который в село проведен, но почему-то иной раз бывает доступен только где-нибудь на крыше. Или доступ в интернет есть только в школе, а школа закрыта, потому что карантин, дистанционное обучение – которое, кстати, в этой ситуации очень проблематично, что и показала пандемия.
Понятно, что человек, читая отчеты о "преодолении цифрового неравенства", будет думать, что их составители в принципе не знают, как обстоят дела на местах. И об этом надо говорить, потому что замалчивание проблемы не приведет к ее решению.
Бывает и так, что главы муниципалитетов не всегда знают о каких-то деталях национальных проектов, что можно оформить заявку и получить средства. Необходимо, на мой взгляд, привносить лучшие практики в регион, обучать глав муниципалитетов.
В конце 2020 года я вошла в Общественный совет при министерстве цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ, мы стремимся подсвечивать темы, связанные с цифровизацией. Допустим, если взять предоставление госуслуг в электронном виде, то мы знаем, что от региона к региону набор цифровых услуг отличается, хотя они должны оказываться по единому стандарту.
Как раз региональный сегмент – это проблема. Например, в Новосибирске, чтобы записать ребенка в кружок, есть специальная кнопочка на портале госуслуг. Они пишут все эти электронные заявления, а потом берут копии этих электронных документов и несут эти бумажки куда-то подавать.
Я считаю, что этого в принципе не должно быть – зачем дублировать уже оказанную в электронном виде услугу? Все эти бумажные копии документов должны быть в рамках госуслуг полностью исключены.
Что необходимо, на мой взгляд, - это мониторинг того, что уже есть. Отслеживание качества оказания госуслуг, качества дорог, медицинской помощи, словом, той проблематики, которая беспокоит общество.
- Что касается медицины, ситуация двойственная. С одной стороны, пандемийный год показал ее безусловную важность, с другой – обострил проблемы, в том числе, являющиеся следствием так называемой оптимизации.
- Когда нас уже после конкурса в рамках сотрудничества с ОНФ привлекли к отработке обращений на прямую линию президента РФ, которая в 2020 году оказалась совмещена с ежегодной пресс-конференцией, я занималась случаем жителя Новосибирской области, который с 2019 года не мог попасть на МРТ по направлению врача, не мог записаться. То есть получается, что у нас президент записывает на МРТ, и по-другому никак. Я уверена, что это просто недоработка на месте.
Более того, у нас есть обязательное медицинское страхование, и у пациентов есть возможность возмещения расходов за те медицинские услуги, которые им пришлось оплачивать, хотя они включены в территориальную программу ОМС.
Что касается оптимизации. В свое время было принято решение, что полноценное поликлиническое оборудование, в том числе, например, КТ, МРТ и так далее будет сосредоточено в каких-то продвинутых районах Новосибирской области, чтобы жители соседних районов туда ездили. Однако маршруты автобусов междугородних на это не рассчитаны, потому что транспортная сеть "завязана" на Новосибирск. И из моего родного Купино или из Баганского района в Карасук, где находится этот межрайонный поликлинический центр, можно уехать рано утром или поздно вечером. Когда ты назад уедешь – не очень понятно.
Кроме того, например, жителей соседнего района, где нет почти никаких узких специалистов, могут вынуждать платить за медицинские услуги.
Есть программа "Земский доктор", но молодые специалисты, отработав положенное, получив деньги, предусмотренные программой, уезжают. Если он учился по целевому набору, то он в эту программу не попадает. Соответственно, вернувшись, он тоже отрабатывает какое-то время и переезжает в другой район, получая деньги на приобретение жилья уже по программе Земский доктор".
Еще одно обращение на прямую линию президента из Новосибирской области было связано уже с особенностями нашей бюрократии.
Обратился выпускник детского дома, тогда он жил в Куйбышеве. После выпуска из детдома он встал в очередь на жилье, которое государство обязано ему предоставить, сейчас в Новосибирской области очередь – около 5 тыс. человек вместе с выпускниками детдомов прошлых лет, конечно. Прописки у него не было – на работу не брали, на биржу труда тоже не мог встать, при том, что ему полагалось пособие около 40 тысяч рублей. Потом он познакомился с девушкой, хотел на ней жениться, заявление в ЗАГСе у него не взяли, потому что опять-таки нет прописки. Еще и полиция хотела его оштрафовать за нарушение паспортного режима. И все это потому, что государство ему не предоставило квартиру.
Мы решили проблему, прописав его к родственникам будущей жены в Чановском районе. При этом и из очереди в связи с переездом он не исключен – в соответствии с законодательством, это можно сделать только по его заявлению. Он женился, встал на биржу труда, но, к сожалению, вакансии, которые ему предлагают – от 12 до 15 тыс. рублей в месяц, в три – четыре раза меньше его пособия.
Понятно, что для решения острых вопросов нужно при необходимости менять законодательство или в полной мере использовать те законы, которые есть. Все-таки в государстве номер один должен быть гражданин и его права. Все остальное должно подверстываться под это, если нарушаются права – это плохо, так не должно быть. Это и есть социально ориентированное государство.