Байкало-Амурской магистрали (БАМ) сейчас отводится существенная роль в перевозке грузов на восток страны. РЖД увеличивают пропускную способность магистрали и уже видят, что за счет новых инвестпроектов в Иркутской области и Забайкальском крае растет грузопоток. Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал РЖД) Вадим Владимиров.
Восток - в приоритете
- Вадим Владимирович, какие приоритетные инфраструктурные объекты БАМа будут модернизированы в 2024 году, сколько их? Каким будет эффект от модернизации в плане увеличения провозных мощностей?
- В 2024 году на участках БАМа и Транссиба мы модернизируем 32 объекта инфраструктуры, из них 23 расположены на Байкало-Амурской магистрали. В частности, по северному ходу ВСЖД планируется построить два разъезда, еще два - реконструировать, построить 15 двухпутных вставок, уложить вторые пути на четырех перегонах.
К примеру, в марте на БАМе был запущен новый разъезд на участке Дзелинда - Кирон. Общая протяженность вновь уложенных путей составила 2,9 км, там установлено восемь стрелочных переводов, 169 металлических опор контактной сети, более 60 км сетей сигнализации, централизации и блокировки.
В апреле мы открыли движение поездов на разъезде, расположенном на участке Кирон - Ангоя (Бурятия), и новых вторых путях на перегонах Таковка - Небель (Иркутская область), Янчуй - Чуро (Бурятия). Общая протяженность вновь уложенных путей составила 29,8 км, установлено 15 стрелочных переводов, 861 опора контактной сети.
По нашим подсчетам, открытие движения на этих объектах позволит увеличить провозную способность БАМа на участке Лена - Таксимо с 24,7 млн до 51,2 млн тонн грузов в год.
- Как изменился грузопоток БАМа за последние два года? Какова динамика перевозок в 2024 году?
- В 2023 году мы зафиксировали снижение погрузки к 2022 году на 14,7%. Это связано с сокращением перевозок лесных грузов на 11,8% на запад (из-за санкций Евросоюза - ИФ) и уменьшением отгрузки пиловочника в местном сообщении в связи с сокращением производства предприятий лесопереработки.
Но при этом мы наблюдали рост перевозок нефтепродуктов в 2,3 раза за счет реализации новых инвестиционных проектов в Иркутской области, а также бумаги на 4,9% в связи с запуском нового целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске.
В 2024 году мы видим положительную динамику погрузки. Так, в I квартале общая погрузка предприятий, расположенных на участке БАМа, продемонстрировала рост на 7,8%. Существенным (в 9,9 раза) оказался рост перевозок руды с связи с запуском Удоканского горно-металлургического комбината в Забайкальском крае. Перевозка бумаги выросла на 10,5%.
- В каком направлении (западном, восточном) сейчас едут грузы грузоотправителей, производства которых в пределах БАМа?
- Погрузка со станций Восточно-Сибирской железной дороги географически ориентирована на восточное направление: доля востока составляет 53%, в том числе на экспорт в данном направлении отгружается более 83,5% товаров. Сейчас только 9% продукции предприятий отправляется в западном направлении.
- В 2020 году РЖД завершили проект по модернизации станции "Лена-Восточная" в расчете на рост объемов отгрузки ИНК, реализующей собственный газовый проект. Хватает ли сейчас ИНК мощности станции для вывоза своей продукции?
- Все идет в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. Они предусматривают, что на первом этапе объем перевозок грузов ИНК составит 2,1 млн тонн в год, на втором - 3,2 млн тонн в год.
- Какой объем перевозок со станции Новая Чара согласован с "Удоканской медью"?
- На первом этапе речь идет о 627 тыс. тонн в год, на втором - 1,235 млн тонн в год. Отмечу, что в феврале этого года РЖД в соответствии с договором примыкания полностью обеспечили возможности для вывоза заявленных объемов продукции.
О пассажирской инфраструктуре
- Планирует ли ВСЖД обновлять подвижной пассажирский состав для БАМа?
По состоянию на 2024 год парк пассажирских вагонов вагонного участка Северобайкальск Восточно-Сибирского филиала "Федеральной пассажирской компании" насчитывает более 200 вагонов. Замечу, что это один из "молодых" парков среди структурных подразделений филиала. Почти половина, 91 вагон, - 2022-2023 годов выпуска. Они выполнены в компоновке двухвагонных сцепов. Сегодня именно эти вагоны курсируют в составе фирменного поезда "Северобайкальск - Москва".
В этом году мы намерены обновить состав поезда №381 Иркутск - Северобайкальск, который курсирует в направлении БАМа. Планируется поставка 77 новых вагонов.
- Когда будет сдан новый пассажирский вокзал на станции Лена (Усть-Кут)? Какие работы там предполагается провести?
- Это непростая задача - необходимо сохранить архитектуру старого вокзала 1953 года постройки и создать новый. Проект последнего был разработан с учетом местных климатических особенностей, температуры воздуха до минус 50 градусов. Фасад нового здания будет представлять собой стеклянный витраж, за счет применения отопительных приборов в полу и у стен в терминале будет очень комфортно. Летом будут использоваться кондиционеры. В новом здании мы разместим досмотровые зоны, кассовый блок, санитарно-бытовой комплекс, системы навигации и оповещения пассажиров, кафе и детскую площадку. Новый вокзал планируем ввести в эксплуатацию в этом году. В старом вокзале мы намерены провести реставрационные работы.
Про жилье и кадры
- Для модернизации БАМа необходимо как привлекать новые кадры, так и удерживать существующих работников. Одним из таких способов является строительство жилья для специалистов. Где оно строится?
- Программа строительства технологического жилья в регионе БАМ реализуется с 2014 года, за это время мы построили многоквартирные дома на станции Новая Чара, в Таксимо, Коршунихе, Усть-Куте, в Северобайкальске. До 2028 года мы планируем построить еще два 33-квартирных дома на станции Таксимо.
- Есть ли сейчас дефицит рабочих, квалифицированных кадров на БАМе? Каким образом РЖД привлекают специалистов для работы на магистрали?
- Определенные проблемы с укомплектованием штата квалифицированным персоналом у ВСЖД есть. Они вызваны как конкуренцией со стороны сторонних организаций, так и неразвитостью социальной инфраструктуры на БАМе, в результате чего не все готовы жить и работать в сложных условиях Сибири. Наиболее проблемными для укомплектования в настоящее время являются специалисты в сфере текущего содержания пути, а также в хозяйстве автоматики и телемеханики. Проблема кадров также связана с оттоком трудоспособного населения из населенных пунктов на БАМе - люди переезжают в крупные города: Иркутск, Красноярск, Читу, Улан-Удэ.
Мы стараемся привлечь кадры в структурные подразделения на БАМе, устанавливая зональные надбавки, выделяем отдельным категориям работников средства на приобретение жилого помещения в собственность. В границах БАМа для детей работников железнодорожных предприятий функционируют детские сады ОАО "РЖД", магистраль оплачивает проезд к месту работы, отдыха. Для работ на БАМе используем разнообразные методы, позволяющие привлечь трудовые ресурсы из других филиалов РЖД или иных регионов страны.
- Ранее к строительству БАМа привлекались и студенты. Есть ли сейчас такая практика?
- Действительно, с 2022 года организуются студенческие строительные отряды. В 2024 году на полигоне ВСЖД планируется задействовать в рамках летнего трудового семестра 883 студента. С этого года стройотряды впервые формируются в дирекциях управления движением, моторвагонного подвижного состава, тяги и социальной сферы. Студенческие отряды будут работать с 1 июля по 31 августа.
Конечно, наши специалисты ведут профориентационную работу в школах, что позволяет привлекать молодых людей для обучения в профильных техникумах, колледжах и Иркутском государственном университете путей сообщения. В настоящий момент на условиях целевой подготовки обучается 1 тыс. человек по очной форме, из них 294 студента заключили договор о целевом обучении со структурными подразделениями на БАМе.
В целом могу сказать, что такие меры позволяют обеспечить производственный процесс на БАМе трудовыми ресурсами.