О благоустройстве Иркутска, планах по созданию единой городской набережной, развитии транспортной и социальной инфраструктуры в 2023 году в интервью "Интерфаксу" рассказал мэр Иркутска Руслан Болотов.
- Руслан Николаевич, в ноябре городская Дума приняла бюджет Иркутска на 2023 год. Как охарактеризуете главный финансовый документ города?
- Один из приоритетов нашей работы – создание комфортных условий для всех иркутян. И это находит прямое отражение при формировании бюджета. Мы обязаны строить социальные объекты, ремонтировать дороги, заниматься благоустройством, развивать инженерную инфраструктуру, другие сферы. То есть должны выполнять свои обязательства перед горожанами и при этом закладывать средства на развитие областного центра.
В 2022 году при поддержке областного правительства Иркутск перешагнул 30-миллиардный бюджет, получив дополнительное финансирование на ряд нужных городу проектов. Убежден, что и в 2023 году нам окажут такое содействие.
Доходная часть бюджета Иркутска на 2023 год утверждена в объеме 28 млрд рублей. На сегодня это ниже уровня 2022 года. Однако будет проведена корректировка с учетом принятия областного бюджета и распределения субсидий. Несмотря на непростые экономические условия, по собственным доходам бюджета прогнозируем стабильный рост.
Расходная часть составит 28 млрд 670 млн рублей. Хочу особо подчеркнуть: дефицит предусмотрен только в 2023 году, бюджет на 2024 год является бездефицитным. На 2025 год в целях сокращения муниципального долга запланирован профицит.
Бюджет города по-прежнему имеет социальную направленность. Более половины расходов направим на образование, культуру, спорт и здравоохранение, а также социальную политику. 45% от всей суммы предусмотрены на обеспечение деятельности муниципальных учреждений, большую часть из них традиционно занимает сфера образования.
Назову несколько наиболее значимых цифр. 9,7 млрд рублей пойдет на зарплату наших учителей, воспитателей, работников учреждений дополнительного образования, библиотек, других муниципальных организаций. Более 1,3 млрд – на питание младшеклассников и детсадовцев, детей с ограниченными возможностями здоровья. На капитальный и текущий ремонт учреждений запланировано 274 млн рублей, еще 276,5 млн – на укрепление их материально-технической базы, в том числе на комплектование новых зданий детского сада в 6-м микрорайоне Ново-Ленино и блока начальных классов в школе N57.
Будут также сохранены все действующие меры муниципальной поддержки – 650 млн рублей направим на социальную политику.
На содержание и ремонт объектов дорожной сферы выделено 3,3 млрд, на благоустройство – более 1 млрд, на организацию пассажирских перевозок и обновление муниципального транспорта - 539 млн рублей. Более 1,5 млрд составят инвестиции в социальные объекты.
- В этом году был значительно обновлен городской автопарк. Планируется приобретение новых троллейбусов и трамваев?
- Это было долгожданное для Иркутска событие. Впервые за все годы существования МУП "Иркутскавтотранс" мы провели такое крупное обновление. Закупили сразу 42 новых автобуса: 40 НЕФАЗов большой вместимости и два ПАЗа средней вместимости, предназначенные для перевозки маломобильных граждан.
Низкопольники НЕФАЗы в точности такие, как ходят в Москве. Они оборудованы автоматическими системами, удобными сидениями, нескользящим покрытием в салоне. Это совершенно другой уровень комфорта для пассажиров в сравнении с действующим парком.
Сегодня мы прорабатываем вопрос обновления электротранспорта и его инфраструктуры. Троллейбусы и трамваи пользуются популярностью у горожан. Так, в 2021 году общий пассажиропоток составил 50,46 млн человек, из которых 23,5 млн воспользовались услугами электротранспорта. Эта нагрузка ложится на МУП "Иркутскгортранс", состояние парка которого оставляет желать лучшего. По самым скромным подсчетам на его обновление и на развитие инфраструктуры требуется порядка 15,5 млрд рублей. Эта сумма неподъемная не только для городского бюджета, но и для региона.
6 октября я выступал на парламентских слушаниях в Государственной думе на тему "О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ". Высказался, что необходимо разработать комплексную программу по развитию электротранспорта в городах. Ведь с подобными проблемами сталкивается не только Иркутск. Мою инициативу поддержали глава ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" Евгений Дитрих и председатель Госдумы Вячеслав Володин, который дал задание по разработке подобной программы председателю транспортного комитета Госдумы Евгению Москвичеву.
Кроме того, по моему поручению администрация Иркутска подала заявку на участие в конкурсе в рамках нацпроекта "Чистый воздух". Рассчитываем на участие, это позволит в 2024 году закупить 10 трамваев. Кроме того, на 2023 год запланировано проектирование более 2 км трамвайных путей. Сейчас у нас есть возможность запускать трамвайный состав лишь из одного вагона, мы же хотим внедрять вагоны большей вместимости.
- Еще один вопрос, который волнует иркутян – строительство новых транспортных узлов в городе. Проект Лермонтовской развязки прошел все согласования? Когда планируется начать работы?
- Разработку проектной документации по Лермонтовскому узлу завершили, сейчас она проходит государственную экспертизу. Рассчитываем получить положительное заключение до конца этого года. Реконструкция будет проводиться в несколько этапов, по плану работы должны занять четыре года. Планируется, что пропускная способность в районе развязки увеличится в два раза.
- Как продвигается работа по созданию в Иркутске единой городской набережной на реке Ангара? Проект готов, подана заявка на федеральное финансирование?
- Ключевой момент – работа ведется, и есть концепция этого масштабного проекта. Мы презентовали ее на различных площадках, в том числе в Совете Федерации. Теперь ставлю задачу команде - обеспечить возможность строительства единой набережной. Это очень и очень значительный объем работ. Для этого мы намерены привлечь финансирование из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников. Благодарен губернатору Иркутской области Игорю Ивановичу Кобзеву, правительству региона, бизнес-сообществу за поддержку в данном вопросе.
Единая набережная имеет протяженность 11 км от плотины Иркутской ГЭС до устья реки Ушаковки. Условно она разделена на шесть частей: от плотины до бульвара Постышева, от бульвара до развязки Академического моста, далее - бульвар Гагарина, Цесовская набережная, Бульвар ветеранов, часть Нижней Набережной до Московских ворот и Нижняя набережная от Московских ворот до устья Ушаковки. Цель проекта - объединить уже существующие пространства (на сегодня их три) и создать новые, чтобы в итоге получилась красивая, современная цельная прогулочная зона.
Первый участок, на котором сейчас идет работа, – Цесовская набережная. Это отрезок от старого Ангарского моста, где заканчивается бульвар Гагарина, до Бульвара ветеранов у мемориала "Вечный огонь Славы". Его протяженность – примерно 5 км. Реконструкция Цесовской набережной позволит сделать непрерывным пешеходное движение вдоль Ангары от нового Академического моста до устья Ушаковки.
Хочу обратить внимание: создание любой набережной состоит из двух этапов – берегоукрепление и благоустройство. Проект берегоукрепления Цесовской набережной уже практически готов. До февраля 2023 года он будет проходить государственные экспертизы, в том числе экологическую и историко-культурную. Проект благоустройства находится в стадии разработки.
Как многие видят, компания "Ен+ групп" сейчас кардинально перестраивает часть центра города, прилегающую к Цесовской набережной. В том числе восстанавливает памятник истории и архитектуры – бани Курбатова и Русанова, планирует возводить жилой квартал. Разумеется, вокруг объектов будет благоустроена территория. По итогу мы должны получить не выхолощенную набережную в граните, а живое комфортное городское пространство.
- Когда планируется начать работы на отрезке от плотины ГЭС до Академического моста?
- Он включает два участка – от плотины ГЭС до бульвара Постышева и от бульвара до моста. И он также требует берегоукрепления и благоустройства. Проект берегоукрепления от плотины ГЭС до бульвара Постышева уже подготовлен. Сейчас ведем работу по корректировке документов с требованием сегодняшних госпрограмм.
В последние годы значительно выросли сбросные расходы Иркутской ГЭС. Твердо убежден: набережная для Иркутска – это не только про то, что должно быть красиво, но и про защиту населения. Я видел Тулун, затопленные территории. Безопасность и для меня, и для губернатора – приоритетная задача.
Подготовка документов – это база. И от того, насколько мы досконально и четко пройдем этот этап, зависит воплощение проекта. Сегодня нам необходимо приложить все усилия, чтобы включиться в федеральные программы. Не понаслышке знаю, как непросто получить такие решения. И это работа не одного года.
Но еще раз повторю: начало положено. В этом году мы привели в порядок Нижнюю набережную. Могу смело сказать, что теперь она выглядит как столичный променад. Там появились скамейки, качели, новое освещение, велосипедная дорожка, живые деревья, которых раньше не было. Я специально общался с прохожими на набережной. И не было ни одного недовольного человека! Это, пожалуй, главный показатель. Если людям нравится - значит, работа, которую мы делали сообща, получилась. Безусловно, ее нужно продолжать. Шаг за шагом мы идем к созданию единой набережной города. К 2026 году этот значимый проект должен быть реализован.
- В этом году заметно преобразился Комсомольский парк. Будут ли продолжены работы по его благоустройству?
- Много лет парк пребывал в запустении. Благоустройство мы начали в прошлом году по проекту "Народные инициативы". Установили игровые комплексы, площадку для занятий спортом, воркауты, качели. Теперь это популярное место отдыха в Ленинском районе: в выходные там собирается до тысячи человек. Проект стал победителем конкурса "Народные инициативы. Лучшие практики", который проводила "Единая Россия". В этом году, благодаря народному голосованию, мы смогли включить парк в проект "Формирование комфортной городской среды".
На первом этапе мы благоустроили более 3 га парка. В планах – приведение в порядок еще около 6 га. Сделаем велодорожки, сцену, специальную площадку для выгула собак. В итоге получим полноценное место отдыха для всех горожан - и молодежи, и родителей с детьми, и представителей старшего поколения.
- В Иркутске на улице Багратиона возобновилось начатое в прошлом году строительство школы на 1275 мест. Возведение каких еще социально значимых объектов сейчас идет в городе, что запланировано на следующий год?
- Впервые в Иркутске одновременно в работе находится такое количество социальных объектов. В 2021 завершили строительство двух: детский сад на 220 мест в микрорайоне Лесной рядом с новой школой и блок начальной школы N14 с углубленным изучением отдельных предметов на улице Карла Либкнехта. Кроме того, заработал корпус для начальных классов в гимназии N1, в котором учится порядка 360 детей.
Сейчас ведется работа еще по 22 объектам. Строим не только школу на Багратиона - ее, кстати, планируем ввести в эксплуатацию в декабре 2023 года. Там предусмотрено возведение восьми трехэтажных блоков, в которых предполагается разместить 51 класс. Это позволит организовать учебный процесс в одну смену.
Наряду с этим возводим пристрои к школам N53, N57 и N75. Это хорошая практика, когда на территориях уже существующих учебных заведений появляются новые корпуса, оборудованные в соответствии с современными требованиями. Применяем ее, когда позволяет территория школ. В условиях, когда мы испытываем дефицит мест под строительство в городе, – это лучший выход. Кроме того, в стадии проектирования у нас четыре школы: на 1500 мест в микрорайоне Лисиха, на 1275 мест на улице Ярославского, на 1225 мест в микрорайоне. Союз, на 825 мест по улице Мелентьева.
Сегодня ведется строительство детского сада в 6-м микрорайоне Ново-Ленино на 220 мест. В 2023 году планируем начать строить дошкольные учреждения в микрорайоне Нижняя Лисиха на 150 мест и в микрорайоне Союз на 160 мест. На разных стадиях подготовки проекты еще четырех детсадов: по улице Култукской на 110 мест, по улице Костычева на 110 мест, в предместье Радишева на 150 мест и на территории ИВВАИУ на 150 мест.
До конца года должны завершить крытый каток в микрорайоне Университетском. На его базе планируем открыть муниципальные детские секции по хоккею с шайбой и фигурному катанию. Пропускная способность объекта составит до 280 человек в день. При массовом катании его ежедневно смогут посещать более тысячи человек. Ведется проектирование еще пяти спортивных объектов - это физкультурно-оздоровительные комплексы в микрорайонах Зеленый, Лесной и Топкинский, на улицах Шахтерская, Ленская.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о культурно-досуговом центре на улице Рабочего Штаба, реконструкция которого сейчас ведется.
- Это здание бывшего кинотеатра "Марат", там будет муниципальный культурно-досуговый центр. Хотим разместить краеведческую библиотеку с бесплатным доступом в интернет, картинную галерею, сделать залы для занятий хореографией, художественным, музыкальным творчеством. Секции и кружки будут доступны и для детей, и для взрослых.
Последние десятилетия здание "Марата" не эксплуатировалось. Депутатский корпус совместно с горожанами просил о его восстановлении. Конечно, Иркутску необходимы такие объекты. Реконструкция стала возможной благодаря поддержке регионального правительства и Законодательного собрания. Новый культурно-досуговый центр станет точкой притяжения для жителей предместий Марата, Радищева, микрорайонов Лесной, Зеленый. Само здание было построено в 1937-1939 годах, оно является памятником архитектуры. И при проектировании эта историческая специфика была учтена.
Такие темпы по соцобъектам стали возможны благодаря участию в нацпроектах "Демография", "Образование", а также за счет демографической субсидии. Из областного и федерального бюджетов привлечено порядка 5,3 млрд рублей, что фактически составляет 55% от стоимости реализации мероприятий - 9,7 млрд рублей. И, несмотря на крайне непростую ситуацию в строительной отрасли, возведение социальных и таких необходимых городу объектов будем продолжать.
- Какую поддержку оказывает Иркутск мобилизованным горожанам и их семьям?
- Иркутск еще раз доказал, что мы надежный тыл страны. Я лично принимал участие в отправке наших мобилизованных ребят, добровольцев в учебные центры. В октябре побывал в Юрге, в Новосибирске, общался с иркутянами - командирами, солдатами. Настрой у всех серьезный, ответственный. Всем говорил: за вами Иркутск! Будьте спокойны за свои семьи, им помогут в случае необходимости.
Многое делают муниципальные предприятия: индивидуальные аптечки, горячие обеды перед отправкой, сухпайки в дорогу, транспорт, организация пунктов сбора помощи. Активно показали себя общественные организации, национально-культурные центры, иркутские блогеры. Работают депутаты Думы Иркутска, партия "Единая Россия", молодогвардейцы.
Когда мы с коллегами в октябре посетили учебные центры в Новосибирске и Юрге, военные попросили помочь с вещами, оборудованием. Мы буквально за неделю собрали фуру и отправили ее в "учебки".
В ноябре мы побывали в городе Кировске Луганской народной республики, где встречали два большегруза с гуманитарной помощью, которую собирали всем регионом. Передали ребятам из Кировской гимназии 127 комплектов школьной формы, сшитых на Иркутской фабрике "ВИД". По просьбе сотрудников МЧС ЛНР привезли им бронежилеты.
Сегодня в Иркутске создан муниципальный штаб по дополнительной поддержке мобилизованных и их семей. Работа ведется разноплановая – в зависимости от запросов. Каждая семья получает правовую, медицинскую, финансовую помощь, содействие в трудоустройстве. Помогаем с дровами. Младшеклассники из семей участников СВО и мобилизованных получают бесплатное питание в школах. Совместно с Думой Иркутска подготовили проект решения о том, чтобы такие семьи не платили за детские сады.
С хорошей инициативой выступил один из иркутских фитнес-клубов. Они организовали для детей участников СВО бесплатные занятия. Ребят будут обучать танцам, йоге, волейболу и плаванию. Убежден, эту инициативу подхватят и другие спортивные учреждения.
По моему поручению начал работу чат "Помощь семьям мобилизованных горожан" в Телеграме. С его помощью родственники призванных иркутян напрямую запрашивают необходимую поддержку. Все обращения отрабатываются адресно.
Хочу подчеркнуть: иркутяне никогда не остаются в стороне – мы своих не бросаем!