Угольная промышленность играет ключевую роль в развитии Кемеровской области. О том, как она будет развиваться дальше, ее модернизации, подготовке к зиме и обновлении общественного транспорта в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор региона Сергей Цивилев.
- Сергей Евгеньевич, Фонд развития промышленности Кузбасса вошел в топ-10 всероссийского рейтинга региональных фондов. Что сделало для этого правительство области?
- Нашему Фонду удалось подняться в рейтинге благодаря быстрой модернизации производств из-за пандемии. В кратчайшие сроки мы наладили в регионе выпуск всех необходимых средств для борьбы с коронавирусом – это клапаны для аппаратов искусственной вентиляции легких, рециркуляторов воздуха, защитные костюмы, медицинские маски и многое другое. В результате мы научились все это производить в полном объеме на территории Кузбасса. Исключение составляет только очень специфическая продукция.
В начале эпидемии мы поставили задачу быстро модернизировать производства, приобрести необходимое оборудование. Все это финансировалось через наш региональный Фонд развития промышленности, что позволило быстро развиваться и Фонду, и нашей промышленности.
Фонд работал устойчиво и четко в кризисной ситуации. Теперь его задача в плановом режиме заниматься подъемом нашей промышленности – это один из приоритетов нашего развития.
- Какой вы видите стратегию развития угольной промышленности в регионе, учитывая мировой угольный кризис?
- Мы видим большое будущее за угольной промышленностью на долгие годы вперед. Однако нам необходимо уйти от угольной зависимости в региональном бюджете, а также модернизировать производство.
Большую роль в развитии углепрома играет экспорт. Спрос на уголь сейчас падает на европейском рынке, но на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) он только растет. Нам необходимо переориентироваться на эти страны. Мы намерены экспортировать обогащенный уголь, поскольку из-за больших расстояний везти низкокалорийный уголь туда невыгодно.
Кроме того, у нас в Кузбассе мы ставим большие цели по электрификации всего региона, а также намерены развивать углехимию.
- Углехимия будет развиваться в рамках Научно-образовательного центра (НОЦ)?
- Да. Наш НОЦ стал одним из первых пяти в России. У него четкая специализация - это разведка, добыча, переработка и транспортировка всех видов твердых полезных ископаемых. Ведь Кузбасс специализируется не только на добыче угля, но и на добыче золота. Все лучшие мировые практики в этой области собираются в НОЦ, также ученые разрабатывают собственные технологии. Здесь же специалисты будут развивать и углехимию.
Перспективной технологией для развития также является получение водорода из угля. На сегодняшний день она довольно дорогостоящая, но в будущем все может измениться. Уже сегодня дети в "Кванториуме" управляют небольшими машинками на водороде. Не исключаю, что скоро мы увидим полноценные автомобили на водородном топливе.
- Как будет проходить модернизация угольной промышленности региона? Что делается для уменьшения вреда экологии?
- Мы построили достаточное количество обогатительных фабрик, на которых используются современные технологии добычи.
Что касается экологии, то сейчас в соответствии с федеральным законом производим опережающую высадку деревьев. Раньше мы только прокультивировали земли. Теперь же к этому добавилась и высадка деревьев.
Так, в этом году за счет угольщиков уже высажено 1370 га деревьев. На каждом гектаре около 3,5 тыс. саженцев хвойных пород. В целом получается около 5,5 млн саженцев. По сути это целый таежный массив, который высадили только в этом году.
Кроме того, угольные компании разводят рыбу и выпускают ее в реки, занимаются водоочисткой. До конца 2020 года угольщики завершат строительство и реконструкцию 18 очистных сооружений и 16 вводятся в эксплуатацию уже в текущем году. Все это помогает минимизировать нанесенный угольной промышленностью экологический ущерб.
- Вы ранее говорили о планах по обновлению общественного автотранспорта в Кузбассе. Остались ли такие планы?
- Да, эти планы остались. К следующему году мы намерены больше 60% общественного автотранспорта региона заменить на новый современный транспорт.
Таким образом мы делаем пассажирские перевозки более комфортными. Через семь лет мы планируем перейти на электрический общественный транспорт. Точнее мы понимаем, что одним махом заменить весь общественный транспорт электрическим не удастся, и надеемся, что через семь лет количество газомоторного и электрического транспорта у нас в регионе сравняется, а потом электротранспорт и вовсе вытеснит газомоторный.
Сейчас мы создаем все возможные условия для развития электротранспорта в Кузбассе. Так, в начале года приняли закон, согласно которому полностью освободили от налогов такой транспорт. Более того, мы теперь требуем, чтобы все заправки, которые сейчас строят, могли заправлять машины не только бензином, дизелем, газом, но и заряжать электричеством.
- Где планируете закупать автобусы?
- Мы уже закупаем автобусы у всех крупных российских производителей, таких, как КАМАЗ, Волгабас, ЛиАЗ и другие. Для этого проводились открытые конкурсы по закупке. Закупает правительство области, потом будет распределять автобусы в города Кузбасса.
- Какие еще отрасли экономики могут быть перспективными для развития в регионе?
- На мой взгляд, нам стоит развивать все виды туризма. У нас, пожалуй, самый крупный в России горнолыжный курорт (если мы сложим все наши горнолыжные базы вместе). Только один Шерегеш уже сопоставим с курортным Сочи, а ведь у нас есть еще и такие комплексы, как Танай и Горная Саланга.
Также в Кузбассе мы строим большое количество спортивных объектов, которые могут стать основой для спортивного туризма.
Кроме того, мы видим интерес и к промышленному и культурно-историческому видам туризма, в том числе и со стороны иностранцев. К нам едут посмотреть на гиганты угольной и металлургической промышленности, рядом с которыми находятся самобытные поселения наших коренных народов, где сохранился традиционный быт, и до сих пор шаманы проводят свои обряды.
Между прочим, Кузбасс – это единственный регион в России, где создана ассоциация снегоходных клубов. Сейчас в нее входит около 500 снегоходчиков. Есть достаточная инфраструктура: снегоходные трассы, прокаты снегоходной техники, школы для начинающих. Много предложений по снегоходным экскурсиям. Проходят событийные мероприятия как для любителей, так и для профессионалов. Возможностей для отдыха в Кузбассе много, и условия для этого есть. Вся инфраструктура готова к встрече гостей.
Развивается и система образования - в Кемерово строится большой студенческий город. Многие хотят учиться у нас, поскольку регион специализируется на горнорудной промышленности. Есть очень большой интерес к нашим учебным заведениям из стран СНГ, Монголии, Китая, Индии и даже стран Африки. Пока у нас еще небольшое количество иностранных студентов, но тренд уже устойчивый.
К 2023 году в Кузбассе завершится строительство Сибирского кластера искусств. Осенью следующего года будут готовы филиал Центральной музыкальной школы при Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского "Сибирский" и филиал Московской государственной академии хореографии. При этом дети с 1 по 10 классы уже учатся, в 2020 году состоялся уже второй набор. Пока мы строим современный образовательный комплекс для студентов, они учатся на площадях Кемеровского государственного института культуры.
Перспективной отраслью экономики Кузбасса также может стать производство и переработка сельскохозяйственной продукции, которые сейчас динамично развиваются. На сегодняшний день Кузбасс входит в тройку регионов-лидеров в Сибирском федеральном округе по экспорту продукции агропромышленного комплекса. Кроме того, Минсельхоз РФ поставил перед нами амбициозную цель - к 2024 году выйти на $511 млн в год экспорта продукции сельскохозяйственного назначения. Для нас это серьезная задача, так как в этом году мы планируем выйти на цифру $310-330 млн. Но уверены, что показатель более $500 млн для нас достижим.
- Важный вопрос для всех регионов России – как идет подготовка к зиме? Готов ли Кузбасс?
- Все идет по графику. В этом году мы даже чуть ранее, чем обычно, начали отопление социальных объектов – с 8 сентября. Хочу отметить, что в 2017 и 2018 годах у нас было по шесть территорий, которые не получили паспорта готовности к отопительному сезону, в 2019 году – три. По состоянию на 28 сентября, Ростехнадзором проведена оценка и выданы паспорта готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов первым трем из 34 муниципалитетов Кузбасса. (Промышленновский округ, Березовский, Краснобродский). Получение паспортов территориями продлится до 15 ноября.
- В следующем году исполняется 300 лет образования Кузбасса. Как будете отмечать?
- Сейчас формируем план мероприятий на следующий год. 11 октября 2018 года мы оторвали первый листик нашего тысячедневного календаря, и пошел обратный отсчет до дня юбилея.
И если предыдущие два года мы строили, занимались развитием инфраструктуры, то сейчас формируем план мероприятий, который окончательно будет готов к декабрю. Часть глобальных мероприятий уже встали в этот план. Например, официально подтверждено, что в Кузбассе состоится Чемпионат мира по парашютному спорту, пройдут спортивные состязания всероссийского уровня.
Будут у нас и культурные мероприятия. В соответствии с указом президента о праздновании 300-летия Кузбасса мы заключили со всеми регионами РФ соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. В рамках этих соглашений культурные делегации регионов приедут в Кузбасс, в какие-то регионы России наоборот поедут наши коллективы. Из-за ковидных ограничений часть мероприятий проведем он-лайн.
Также непосредственно к юбилею региона строится новая гостиница, в мае 2021 года завершится глубокая модернизация аэропорта им. А. Леонова в Кемерово. Кроме того, к юбилею мы завершим строительство, модернизацию и благоустройство многих дорог, скверов, парков и территорий региона.