Иркутская область входит в число лидеров в РФ по объему инвестиций в основной капитал. Регион развивает как традиционные для него отрасли, так и "выращивает" новые - к примеру, газохимию. Даже в непростых экономических условиях власти не ждут снижения активности инвесторов в области ТЭК, ЛПК и цветной металлургии. Регион также намерен увеличить долю туризма в реальном секторе экономики - в последние годы направление быстро набирает обороты.
Об этом в интервью "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума рассказал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Про инвестиции
- Игорь Иванович, как Вы оцениваете результаты работы на ПМЭФ делегации Иркутской области? Сколько соглашений, на какую сумму было заключено? Кто стал ключевыми партнерами региона?
- Могу сказать, что команда Приангарья достигла целей, которые ставила перед собой перед началом форума. Заключено 27 соглашений, восемь из которых инвестиционные на общую сумму 388,9 млрд рублей. Самым масштабным стал документ, подписанный с холдингом Эн+. Проект предполагает строительство трех блоков электростанции в Усолье-Сибирском общей мощностью 690 МВт. Это позволит покрыть дефицит мощности и энергии на юге Приангарья. Ожидаемые инвестиции - более 331 млрд рублей. Еще одно соглашение - с Группой "Илим" - касается реализации двух инвестиционных проектов в Братске на общую сумму 16,3 млрд рублей.
Очень важно, что активное участие в работе форума принимал бизнес Иркутской области. На ПМЭФ мы подписали несколько соглашений с представителями региональных компаний, готовых развивать свое производство.
Особое значение имеет ряд соглашений, направленных на вовлечение региона в федеральную информационную повестку. Так, соглашение с АНО "Национальные приоритеты" позволит усилить взаимодействие по вопросам популяризации национальных проектов, инициированных президентом России. Соглашение с АНО "Диалог" предусматривает создание в регионе муниципального центра управления, который станет эффективным инструментом для органов муниципальной власти, в том числе для получения оперативной обратной связи с жителями.
Кроме того, в рамках работы форума правительство Иркутской области подписало соглашения о сотрудничестве с Новосибирской, Ульяновской, Томской областями и Алтайским краем. Думаю, эти документы станут основанием для эффективного межрегионального взаимодействия.
- Давайте перейдем к реалиям современной экономики. Инвестиции в основной капитал в Иркутской области до последнего времени росли в основном за счет проектов Иркутской нефтяной компании (ИНК), "Транснефти", группы "Илим", "Газпрома". Как вы оцениваете объем инвестиций на 2025 год и далее? За счет чего будет расти этот показатель?
- Сейчас в регионе реализуется 180 только крупных и средних инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций свыше 3 трлн рублей. В 2024-2025 годах ожидается продолжение инвестиционной активности в обрабатывающих отраслях. Так, например, Иркутский завод полимеров - не единственный проект ИНК. Сейчас компания активно прорабатывает реализацию проекта по производству лития.
Продолжится и реализация проекта по созданию компанией "РусАл" промышленного комплекса в Тайшетском районе - выход на проектную мощность Тайшетской анодной фабрики ожидается в 2029 году. Еще один крупный проект, реализация которого только переходит в активную стадию, - это разработка и освоение золоторудного месторождения Сухой Лог (проект "Полюса" - ИФ). Запуск первого комплекса золотоизвлекательной фабрики планируется в 2028 году. В целом сроки окончания реализации инвестиционных проектов по большей части приходятся на период 2028-2030 годы.
Кроме того, уже на сегодняшний день есть ряд достаточно крупных инвестиционных проектов, находящихся в предынвестиционной стадии, в связи с чем в ближайшее время снижения инвестиционной активности не ожидается.
Мы, со своей стороны, поддерживаем бизнес независимо от его масштаба, это затрагивает проекты и микропредприятий, и крупного бизнеса. Правительство сформировало, на мой взгляд, довольно эффективный комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности, мы ведем планомерную работу по снижению административных барьеров для бизнеса. Об эффективности мер поддержки лучше всего говорят цифры: Приангарье занимает восьмое место в стране по объему инвестиций.
- Одной из пострадавших от санкций отраслей считается лесозаготовка и лесопереработка. Как вы считаете, сумели ли иркутские предприятия ЛПК найти новые рынки сбыта в Азии? Решен ли вопрос с вывозом лесной продукции по железной дороге?
- Лесная промышленность - это базовая отрасль, которая вносит существенный вклад в экономику Иркутской области. В регионе действует 1,2 тыс. предприятий лесопромышленного комплекса, они обеспечивают занятость около 30 тыс. человек. Ежегодное поступление налоговых платежей в региональный бюджет - более 8 млрд рублей.
На фоне геополитической обстановки в мире лесопромышленный комплекс Приангарья столкнулся с трудностями - потерей европейского рынка и, как следствие, увеличением конкуренции на восточном рынке. В связи с действиями недружественных России стран цепочки поставок были нарушены, сама логистика и карта маршрутов серьезно изменились, возникли трудности в отгрузке и транспортировке продукции лесопромышленного комплекса Иркутской области железнодорожным транспортом. С 2022 года в ручном режиме мы решаем эту проблему. Сейчас на постоянной основе проходят рабочие совещания при участии представителей Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал РЖД - ИФ), предприятий лесопромышленного комплекса Иркутской области.
В настоящее время нам удалось сохранить объемы производства и реализации лесной продукции. Мы также видим рост в отрасли. По итогам четырех месяцев 2024 года по железной дороге отгружено 2,2 млн тонн лесной продукции - рост на 10,3% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Всего на экспорт направлено по железной дороге 1,7 млн тонн продукции ЛПК - рост на 1,4%. При этом 92% от общего объема экспорта направлено на восточный рынок, в том числе значительная часть - в Китай.
По итогам четырех месяцев 2024 года также увеличились объемы поставок лесной продукции в Монголию - в 2,8 раза, в Японию - на 3,6%. В рамках подписанного в 2023 году между Иркутской областью и Дорногобийским аймаком Монголии меморандума о сотрудничестве в эту страну направлены коммерческие предложения предприятий ЛПК о возможности поставок пеллет, брикетов.
- Можно ли ожидать роста инвестиций в сфере ЛПК в среднесрочной перспективе?
- Сфера ЛПК для нас одна из приоритетных, и радует, что она инвестиционно привлекательная. В 2024 году "Группа "Илим" планирует завершить проект по созданию картонного производства мощностью 600 тыс. тонн в год объемом инвестиций 122,2 млрд рублей. ООО "Деком" сейчас реализует свой проект с инвестициями 2,4 млрд рублей. В целом до 2030 года в лесной промышленности планируется реализовать 11 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций порядка 29 млрд рублей.
Про туризм
- На фоне геополитических событий интерес к внутреннему туризму растет. В Иркутской области действует ОЭЗ "Ворота Байкала", готовится к реализации проект "Байкальская слобода". Игорь Иванович, что бы Вы еще могли предложить для эффективного развития туризма в регионе?
- Ключевой фактор для развития туризма в Иркутской области сейчас - создание инфраструктуры. Для этого регион активно участвует в проекте по возведению модульных некапитальных средств размещения - в 2023-2024 годах на эти цели было направлено 602,5 млн рублей, в том числе 578,4 млн из федерального бюджета. Агентство по туризму Иркутской области в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" заключило 15 соглашений, реализация которых позволит увеличить номерной фонд на 377 номеров, создать комфортные мобильные гостиницы, пригодные для круглогодичного проживания.
На региональном уровне мы продолжаем работу по созданию паспортов комплексного развития территорий Ольхонского, Иркутского, Слюдянского, Шелеховского районов и отдельных кластеров: в Иркутске, Тальцах, Большом Голоустном, Листвянке, Бугульдейке и на Кругобайкальской железной дороге - то есть там, куда едет наибольшее число туристов. В рамках таких паспортов мы определили затраты на создание обеспечивающей инфраструктуры, ведем поиск возможных источников финансирования.
Сегодня самыми горячими месяцами для туризма на Байкале остаются июль и август, но по популярности с ними уже могут сравниться февраль и март - это время байкальского льда. В последние годы благодаря развитию внутреннего туризма растет спрос на поездки и в мае-июне, и в сентябре, и на новогодние праздники. Это дает нам возможность развивать именно всесезонный туризм. С этой целью нами реализуются мероприятия по формированию новых турпродуктов. Мы планируем выдавать гранты, субсидии, чтобы в городах и районах появлялись "туристические магниты".
И, конечно, мы должны сейчас заниматься развитием водных и круизных маршрутов на Байкале, приведением в порядок причалов.
- По мнению ряда экспертов, главным препятствием для развития круизного туризма на Байкале является отсутствие свободных судостроительных площадок в акватории озера. Возможно, уже были переговоры по данному вопросу с бизнесом, например, с судостроительными предприятиями?
- К нам поступали предложения от компании "ВодоходЪ" об организации круизного сообщения высокого уровня на озере Байкал и в верховьях реки Ангара с использованием судов на электрической тяге. В этом случае туристы могли бы посетить Тальцы или, как альтернативу, село Бурдугуз, а также Бугульдейку, Слюдянку и Байкальск или Хужир на Ольхоне. Однако для реализации такого проекта необходимы соответствующая зарядная и причальная инфраструктура.
Чтобы стимулировать судовладельцев к замене действующего флота на электросуда, правительство Иркутской области прорабатывает условия лизинга для таких судов. Эта работа ведется в рамках исполнения перечня поручений президента РФ.
- В 2023 году пассажиропоток аэропорта Иркутск достиг исторического максимума - авиаузел обслужил более 3,7 млн пассажиров. Но есть проблема - инфраструктура не справляется с таким потоком. Что планируется делать для улучшения приёма пассажиров в аэропорту Иркутска?
- Сейчас в сутки в аэровокзале внутренних линий обслуживают 8,5 тыс. пассажиров. Половина из них - прибывающие в Иркутск. Для того чтобы разгрузить основное здание терминала внутренних линий, аэропорт начал строительство временного павильона, в котором будут обслуживать прилетающих пассажиров.
Это модульное быстровозводимое здание, в котором разместят зону прилета, выдачи багажа и ожидания трансфертных пассажиров внутренних авиалиний. Рядом с ним обустроят парковку. Временный терминал внутренних линий введут в эксплуатацию осенью. Планируется, что в сутки в нем будут обслуживать около 4 тыс. пассажиров, прилетевших внутрироссийскими рейсами.
Из основного здания аэровокзала уберут ленту выдачи багажа и зону прилета, на их территории разместят дополнительные стойки регистрации. Это позволит улучшить условия для обслуживания пассажиров, вылетающих из Иркутска в аэропорты нашей страны, увеличить пропускную способность аэровокзала и сохранить темп роста пассажиропотока.
- По итогам поездки в КНР в мае текущего года в составе делегации, сопровождавшей президента РФ Владимира Путина, вы назвали несколько направлений, по которым Иркутская область видит перспективы сотрудничества с китайскими партнерами, в том числе туризм на Байкале. Реализация каких инвестиционных проектов и где на побережье Байкала рассматривается регионом с участием китайского капитала? Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами?
- Скажу лишь, что в июне состоится визит в Китай большой делегации Иркутской области с участием и руководителей региона, и представителей бизнеса. В его рамках одной из ключевых тем станет туризм. Мы хотим рассказать китайской стороне о том, какие возможности для путешествий предлагает Иркутская область - удивительное место, богатое природными и культурными достопримечательностями.
Более 50 лет регион принимает гостей со всех стран мира. За это время сформировалась туристская инфраструктура, культура обслуживания, кадры, экскурсионные маршруты. Здесь есть все для комфортного и запоминающегося отдыха: живописные ландшафты, чистые реки и озера, величественные горы. Регион обладает значительным культурно-историческим потенциалом: это и первобытные стоянки, и период русского заселения Восточной Сибири, и эпоха декабристов, и советский период ударных строек. У нас действует 60 музеев, наиболее известные из которых - архитектурно-этнографический музей "Тальцы" и инженерно-архитектурный комплекс мирового значения Кругобайкальская железная дорога. Через Иркутскую область проходят международные и межрегиональные туристические маршруты: "Великий чайный путь", "Байкал-Хубсугул", "Восточное кольцо России".
В прошлом году мы начали реализацию ряда крупных проектов, направленных на развитие туристической инфраструктуры - о них более подробно расскажем как раз в середине июня в КНР. Все желающие смогут ознакомиться с культурно-туристическим потенциалом Иркутской области на стенде в Пекинском выставочном центре.