Сибирь / Эксклюзив 24 октября 2014 г. 10:33

Губернатор Алтайского края А.Карлин: "Все, о чем мы заявляли в ходе предвыборной кампании, будем стараться реализовать"

Губернатор Алтайского края А.Карлин: "Все, о чем мы заявляли в ходе предвыборной кампании, будем стараться реализовать"

            - Александр Богданович, давайте начнем с политики. После Вашей победы на выборах 14 сентября один из кандидатов от оппозиции предложил Вам сотрудничество на благо развития края. Как Вы относитесь к стремлению оппозиции объединиться с Вами? Хотя все отмечали, что кандидаты от оппозиции на выборах были недостаточно сильными, какое-то здравое зерно в их программах есть?

            - А чем вам не нравится оппозиция? Что она недостаточно "оппозиционная"? Я воспринимаю ее такой, какая она есть. Я видел обращение только Олега Боронина (кандидат от "Справедливой России" - ИФ), он предлагал мне сотрудничать на благо развития края. Я уже десятый год работаю на благо развития края и других целей и задач для себя не вижу. Готов взаимодействовать со всеми, кто ставит перед собой схожие задачи. Олег Боронин был и остается главой сельского совета поселка Сибирский - вот за этот конкретный участок он и несет персональную ответственность. Я тоже несу ответственность, в том числе и за это поселение. Здесь мы с ним сотрудничали и будем сотрудничать.

            Что касается еще одного моего оппонента на выборах, коммуниста Сергея Юрченко, то считаю, что он также является лицом, обязанным по своему статусу депутата Госдумы работать для края. Две недели назад я проводил рабочее совещание в Москве, на которое пригласил всех депутатов Государственной Думы от Алтайского края и обоих наших членов Совета Федерации, однако Сергей Юрченко на это совещание не явился. А нам было о чем поговорить… Мне бы хотелось, чтобы предложения о сотрудничестве меньше декларировались и больше реализовывались.

            - В политической жизни края есть еще одна тема - создание правительства. О перспективах его формирования Вы говорили несколько лет назад и на недавней пресс-конференции снова затронули эту тему. Почему процесс его создания продвигается так медленно?

            - Я заранее прошу прощения за сравнение с великими, но вы помните, когда Петра Аркадьевича Столыпина в Думе замучили аналогичными вопросами, он ответил: "Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!". Так вот, может быть, кому-то нужно правительство как таковое, а нам нужна профессиональная работа, а ведется она в формате правительства или администрации края - это вопрос второй. Скажу вам по секрету, я провел огромное количество встреч с людьми, и никто ни разу не спросил меня, когда же у нас будет правительство? И в этом нет ничего удивительного, потому что как будут называться чиновники и что будет написано на табличках их кабинетов, - это нашим людям неинтересно.

            Мы сегодня уже создаем реальную структуру правительства. Укрупняем краевые ведомства, и, по моей оценке, это идет на пользу: вопросы не дробятся по департаментским кабинетам. Главных управлений становится все больше, сегодня у нас готовятся документы по созданию еще одного главного управления: к управлению социальной защиты присоединяем управление по труду и занятости - это будет соответствовать структуре аналогичного федерального министерства. Количество и специализация краевых ведомств максимально приблизятся к структуре федерального правительства. И тогда нам останется сделать один небольшой формальный шаг по изменению Устава края и некоторых законодательных актов.

            Еще раз подчеркиваю: главное - не в наименовании, главное - в содержании работы. С другой стороны, суть правительства любого уровня заключается в коллективной ответственности тех, кто в него входит. Правительственный формат предполагает в том числе и коллективную отставку. И в связи с этим необходимо скорректировать систему управленческого мировоззрения: судьба каждого чиновника зависит не только от его собственной работы, но и от того, как работают его коллеги. Ведь межведомственные противоречия - это на самом деле большое препятствие в коллективной работе.

            - Но есть ли в крае достаточно квалифицированные кадры для этого? Есть люди, способные решать новые задачи?

            - Я не думаю, что у нас в этом смысле все безнадежно. Потенциал есть, мы работаем, команда у нас сформирована не хуже, чем в других регионах. На импорт управленческих кадров из других регионов мы не сориентированы. Хотя не исключается, что какое-то приглашение и состоится, но это не основное направление и не главный источник, из которого мы будем черпать кадровый резерв. Мы должны кадры выращивать сами. Будем обновлять и омолаживать.

            - Начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин стал членом Совета Федерации. Все гадают, кто будет назначен вместо него…

            - Назначение произойдет в ближайшие дни. Это будет молодой, перспективный руководитель, вы его знаете.

            - Александр Богданович, а как Вы относитесь к идее возвращения прямых выборов мэров городов?

            - Я не сторонник поспешных действий. Есть пословица "от добра добра не ищут". Сегодня в подавляющем большинстве случаев мы имеем успешных глав администраций наших муниципалитетов, работающих по контракту. Изменения в федеральном законодательстве позволяют мне как главе региона участвовать в процедурах отбора кандидатов через своих представителей в соответствующих комиссиях. Это дает нам возможность ужесточить отбор потенциальных кандидатов. Я думаю, что такая практика, сложившаяся в Алтайском крае, позволяет руководителям муниципального уровня власти работать на местах достаточно эффективно. Хотя к ним есть вопросы и у населения, и у нас, но это не следствие того, что они не избираются прямым голосованием. Институт сити-менеджеров дает нам возможность привлекать к управлению людей, которые порой недостаточно умелы с точки зрения публичной демонстрации собственной "красивости", зато у них есть желание и готовность работать. Работать и рассказывать о работе - это две большие разницы.

            - В связи с уголовным делом, по которому проходит сын мэра Барнаула, и обысками у самого мэра стоит ли ожидать изменений в руководстве города?

            - В Барнауле будут изменения, будут они и в Алтайском крае, и в нашей стране, потому что жизнь продолжается, а она как раз и состоит из изменений. А какими и когда они будут, мы с вами узнаем, я даром провидца не обладаю…

            Я должен сказать, что с нынешней администрацией города у краевых ведомств в целом сложился рабочий контакт. Те задачи и приоритеты, которые мы определяем, руководством города разделяются. И это позволило нам серьезно продвинуться в решении целого ряда традиционно сложных вопросов. Город становится чище, улицы - более комфортными, более интересными. И гости города об этом все чаще говорят. Еще раз хочу подчеркнуть: кому-то нужны перманентные смены персонажей, сегодня один мэр, завтра другой… А на самом деле мы живем не скандалами, нам от власти нужно другое: чтобы она делала свое дело.

            - Александр Богданович, давайте перейдем к экономике. Программа "Алтай. Шаги к успеху" достаточно масштабная и предполагает активную работу по основным направлениям социально-экономического развития региона. Какие программы планируется принять в ближайшее время?

            - Наша стратегическая цель - вывести край в лидеры среди несырьевых регионов России по комфортности проживания населения, качеству госуслуг и по темпам экономического развития. Именно этому будет способствовать реализация программы "Алтай. Шаги к успеху". Она подготовлена с учетом предложений, поступивших от жителей края.

            В продолжение данной работы 25 сентября был издан указ "О социально-экономическом развитии Алтайского края", предусматривающий принятие краевых государственных программ по приоритетным направлениям развития региона, в их числе "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами", "Энергоэффективность и развитие электроэнергетики", "Развитие транспортной системы Алтайского края", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края", "Государственная поддержка многодетных семей", "Кадры для экономики", "Развитие инновационного территориального кластера "Алтайбио". При этом большинство этих программ мною уже утверждено. Остальные будут подписаны до конца октября. Это, по сути дела, развернутый план действий по 14 направлениям. Мы сегодня принимаем программы в более жесткой привязке к бюджетному процессу. Вы знаете, что по требованию федерального законодательства все большее количество средств бюджета должно тратиться в рамках программ. Это предполагает определенную результативность работы.

            Все, о чем мы заявляли в ходе предвыборной кампании, будем стараться реализовать и достичь. Хотя, конечно же, жизнь - понятие очень сложное, меняющееся. И сейчас мы видим макроэкономическую ситуацию несколько иной, чем она была в начале года или даже летом. Мы констатируем, что возникают угрозы, которые прежде даже и не прогнозировались либо предполагались, но в меньших масштабах. Поэтому наши программы реалистичны в той мере, в какой будет развиваться ситуация.

            - Какие из этих программ являются приоритетными?

            - Особая для нас программа - это дальнейшее совершенствование инфраструктуры региона, без которого все рассуждения об экономическом и социальном развитии остаются пустым звуком. Если нет инфраструктуры, то нет экономики и нет нормальных условий для жизни людей.

            Следующий приоритет - это, конечно же, социальная политика и в первую очередь политика демографическая, направленная на материальную и моральную поддержку многодетных семей. Она будет осуществляться по двум направлениям: социальная поддержка таких семей и обеспечение их жильем. Также программой предусмотрена возможность предоставления многодетным семьям земельных участков, субсидий при оформлении ипотечных жилищных кредитов. На реализацию мероприятий программы планируется направить свыше 21 млрд рублей.

            Программы рассчитаны на среднесрочную перспективу - как правило, до 2020 года.

            - Какой объем финансирования запланирован в остальных программах?

            - Например, на реализацию программ "Экономическое развитие и инновационная экономика" и "Алтайбио" в экономику региона будет привлечено свыше 8,2 млрд рублей. На реализацию программы "Кадры для экономики", которая предполагает подготовку кадров и профориентацию детей и молодежи, - порядка 15 млрд рублей. Для решения важных жилищных вопросов нами подготовлена государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края". За весь период ее реализации планируется построить более 5,7 млн кв. метров жилья. Мы сохранили традиционные формы обеспечения жильем отдельных категорий граждан (молодых семей, молодых учителей, детей-сирот и других) и предусмотрели новые направления, способствующие удешевлению массовой застройки жилья, в том числе инженерное обустройство микрорайонов массовой застройки, развитие строительства жилья эконом-класса и социального жилья. Общий объем затраченных финансовых ресурсов на данные направления составит более 335 млрд рублей. В рамках госпрограммы "Развитие транспортной системы Алтайского края" модернизация затронет авиационный комплекс, дорожное хозяйство, железнодорожный, внутренний водный, городской электротранспорт - объем ее финансирования составит более 70 млрд рублей.

            Подчеркиваю, что это все не "маниловщина", за каждой цифрой стоят реальные данные, точные сведения о том, что уже сделано, есть понимание того, за счет каких источников эти ресурсы будут мобилизованы.

            - Александр Богданович, как проходит в регионе уборочная кампания, какой урожай край получит в этом году?

            - На протяжении трех последних лет природа нам устраивает не просто экзамены, а какие-то супериспытания. 2012 год - аномальная засуха, 2013 год - очень холодное и дождливое лето, а в 2014 году - невиданное до сих пор наводнение и локальные засухи. Год нынешний для земледельцев края был очень трудным: в степной зоне - засуха, а в предгорной - дожди. Осадки у нас не прекращаются до сих пор. Но тем не менее, более 85% зерновых и зернобобовых уже убрано, несколько районов полностью закончили уборку урожая. Есть надежда, что мы и оставшееся уберем, потому что погода может восстановиться до конца октября. Намолочено 3,4 млн тонн зерна. Осталось убрать около 500 тыс. гектаров. В целом валовой сбор зерна ожидается в объеме 4-4,2 млн тонн в первоначально оприходованном весе (3,9 млн тонн после доработки). У нас еще не убран подсолнечник и примерно половина площадей гречихи. На сегодняшний день в регионе выкопано 11,6 тыс. гектаров сахарной свеклы (68%), собрано 374 тыс. тонн, средняя урожайность - 325 центнеров с гектара. Валовой сбор данной культуры ожидается в пределах 530 тыс. тонн, что полностью обеспечит загрузку ОАО "Черемновский сахарный завод" сырьем (мощность завода - 470 тыс. тонн в сезон). В настоящее время уже выработано более 25 тыс. тонн сахара.

            Крестьяне работают, несмотря ни на что. Катастрофы в сельском хозяйстве нет. А управлять погодой и климатом мы пока не научились. Устойчивость нашего сельского хозяйства обеспечивают два фактора: техническая и технологическая вооруженность и профессионализм сельских тружеников.

            - В программе "Шаги к успеху" отмечена необходимость решения проблемы дефицита кадров в сфере здравоохранения. Однако в крае принимается целый комплекс мер, направленных на закрепление специалистов, в том числе и в селе. В чем причина того, что, несмотря на эти меры, проблема все-таки остается?

            - Вы знаете, что мы от программы "Земский врач" уже перешли к программе "Сельский фельдшер", но тем не менее проблема остается. Я считаю, что часть причин находится вне сферы здравоохранения. Что-то мы можем решить за счет повышения заработной платы, за счет создания более современных условий труда, дополнительных стимулов. Но есть еще набор причин, например, условия жизни на селе, какое жилье, дороги, какие коммунальные услуги, культурная жизнь, какая школа, кто в ней преподает? Это социальный фон, конечно же, он влияет на желание молодых ехать работать в деревню или нет. Мы наблюдаем, что в районах и даже отдельных селах, куда пришел природный газ, где активно строятся животноводческие комплексы, школы, жилье, новые объекты досуга - в такие села смело едут врачи.

            - В этом году Алтайский край подвергся разрушительному наводнению небывалого масштаба. Можно ли уже говорить о том, что последствия ликвидированы, а пострадавшие районы вернулись к прежней жизни?

            - Сейчас у нас осталась проблема полного восстановления мостов. Летом на реках были возведены временные мосты, зимой закончим проектирование, а в следующем году построим постоянно действующие мостовые переправы. Что касается остальных вопросов, то в целом они решены. Не закончен ремонт лишь одной школы в Бийском районе, остальные в порядке. Я в ближайшее время буду вновь посещать сельские районы края, обязательно посмотрю и амбулатории, и школы, и ФАПы. В ряде мест ситуация на пострадавших объектах лучше, чем она была до наводнения. Например, в Быстрянке сейчас сделали такую школу, о которой и не мечтали прежде местные жители и педагоги, и амбулатория теперь у них другая, и еще детский сад строим и многоквартирный дом. В Талице (Советский район) мосты сделаны как положено, три дома для пострадавших построены, школа и ФАП отремонтированы. Сложнее с многоквартирными домами, но и там работы в стадии завершения.

            Из федерального бюджета пришли пока не все средства, на которые мы рассчитывали. Но на восстановление дорог мы уже получили более 700 млн рублей. В следующем году планируем выдать пострадавшим вторую часть денежных средств (всего более 1,5 млрд рублей). Поступили деньги на ремонт многоквартирных домов. Часть вопросов еще находится на рассмотрении.

            В край пришли средства для оказания гражданам финансовой поддержки, на выполнение восстановительных работ. Правительством страны было принято решение о выделении Алтайскому краю 349 жилищных сертификатов для обеспечения жильем 1086 человек, лишившихся своих домов в результате наводнения. На сегодняшний день мы можем сказать, что основной объем ремонтно-восстановительных работ уже выполнен.

            Чтобы в будущем минимизировать ущерб от подобных стихийных бедствий, мы внесли очень серьезные коррективы в краевые программы, в частности, по выполнению берегоукрепительных работ, получили дополнительную поддержку Федерального агентства водных ресурсов (кстати, и руководитель агентства, и специалисты в этот период несколько раз бывали у нас). Речь идет о строительстве защитных дамб в микрорайоне Зеленый Клин города Бийска, селе Чарышском, микрорайоне Затон Барнаула и других. В общей сложности будет возведено 10 объектов инженерной защиты в наиболее пострадавших населенных пунктах.