Томская компания "Микран" является одним из ярких примеров успешного российского инновационного бизнеса. Она занимается производством радиоэлектронного, телекоммуникационного и СВЧ-оборудования для различных отраслей промышленности. Гендиректор "Микрана" Владимир Доценко рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о новых возможностях предприятия и новых видах продукции.
- Владимир Викторович, в прошлом году ваша компания открыла новый производственный корпус. Какие производственные линии здесь появились или появятся, какие новые возможности он дает предприятию?
- В сентябре мы начали частичную эксплуатацию нового корпуса в режиме пуско-наладки, а официально ввели его в декабре. Ввод здания пришелся как нельзя кстати нашим планам по существенному расширению всей продуктовой линейки - в этом году предполагаем рост на 40%. Увеличение объемов производства должно быть обеспечено новыми площадями, рабочими местами, оборудованием.
Мы внедрили новые высокопроизводительные центры по обработке металлов. Кроме того, уже установлена и работает линия по монтажу печатных плат, здесь же установлено монтажное оборудование под СВЧ-электронику. Расширены возможности разработки новых серийных продуктов, увеличены возможности сборочного производства. Также мы усилили логистическую составляющую: установлены современные системы учета и складирования.
Пока корпус оснащен не полностью. На этот год намечена достаточно обширная инвестиционная программа. Причем мы расширяемся не только набором персонала, но и путем увеличения автоматизации и производительности линий.
- Насколько мы знаем, вместе с новым корпусом предполагалось ввести генерирующие мощности. Удалось ли это сделать, насколько активно вы ими пользуетесь?
- Энергоцентр работает, но пока только первая очередь из трех. Сейчас работает один из четырех тепловых котлов, и то меньше чем на 50%. Нам пока хватает этого для закрытия собственных потребностей, и даже в самые большие морозы мы не выходили за эти 50%.
Особенность энергоцентра - режим тригенерации: на входе газ, на выходе - электроэнергия, тепло и холод. После ввода третьей очереди электрическая мощность составит 1,7 МВт, тепловая - 9 МВт, производство холода - 2 МВт. Энергоцентр самообучаемый, он будет работать в полностью автоматическом режиме. Вот только цикл обучения составляет целый год - нужно выбрать параметры для каждого сезона: зимы, весны, лета и осени. Только по прошествии этого цикла мы сможем сказать, что отработали все режимы энергоцентра.
Запуск следующих очередей увязан с подключением к нашему энергоцентру близлежащих предприятий. Вопрос этот лежит в том числе в юридической плоскости, и он не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Сейчас мы ведем с ними переговоры, пока же нам самим хватает топиться одним котлом.
- В Томске функционирует особая экономическая зона технико-внедренческого типа, и профиль вашего предприятия подпадает под ее специализацию. Почему вы в итоге построили корпус в городе, а не там, где, как видится, есть дополнительные возможности?
- Так сложилось. В свое время нам очень помогла областная администрация купить это здание у электротехнического завода. Мы его полностью реконструировали, и теперь имеем 15 тыс. кв. м современных производственных площадей в оживленной части Томска. Это удобно, особенно для персонала, которому сюда добираться гораздо проще, чем до ОЭЗ.
ОЭЗ тоже входит в сферу наших интересов. Одна из наших дочерних структур - ООО "Субмикронные технологии" - является резидентом ОЭЗ, и мы продолжаем рассматривать технико-внедренческую зону как перспективную площадку для нашего развития, однако это произойдет несколько позже. Сейчас принято решение о дальнейшем развитии наших производственных мощностей в части металлообработки и микроэлектроники уже не на этих площадях, а на площадях ОЭЗ. Проект рассчитан на три года, но более подробно о нем говорить слишком рано, еще многое предстоит определить. Я думаю, ориентировочно в сентябре мы сможем рассказать об этом. Пока же важно то, что принципиальное решение о развитии в ОЭЗ принято.
- Недавно сообщалось, что "Микран" начал работу в Италии, Индонезии и Вьетнаме. Поясните, пожалуйста, чем вы в этих странах занимаетесь?
- В Италии теперь у нас есть 100-процентная "дочка" под названием Youncta ("Юнкта"), это слово в определенном переводе означает "объединять". Для чего был создан этот актив? Во-первых, для того, чтобы мы смогли приобрести новые европейские компетенции в телекоммуникационной отрасли. Во-вторых, чтобы можно было поставлять определенные продукты не из России в Европу, а из Европы в Европу, тем самым сократив логистические издержки. Youncta расположена в пригороде Милана, главным образом это R&D подразделение. В России у нас тоже есть R&D подразделение, и, объединив их, мы получили новые продукты. Часть из них уже состоялась, и мы предлагаем их к продаже.
Речь идет о телекоммуникационных продуктах. Это высокоскоростные радиорелейные линии (РРЛ), позволяющие передавать информацию со скоростью 840 Мб/с. Они уже производятся и поставляются и в Европу, и в Азию. В этом году мы намерены удвоить скорость РРЛ почти до 2 Гб/с.
- Кто ваши конкуренты и за счет чего вы у них выигрываете?
- Непривычно звучит, но наши конкуренты - ведущие мировые бренды: Huawei, ZTE, Alcatel. Мы выигрываем у них за счет соотношения цена/качество, потому что такие большие игроки, зачастую имея худший продукт, продают его в гораздо больших объемах. Они задействуют не только технический ресурс, но и административный, и другие ресурсы. Это такая комплексная международная конкуренция. Причем здесь нельзя победить, только имея технические преимущества. В нынешнем мире они все более или менее сравнимы. Можно на какой-то короткий период достичь показателей выше, чем у конкурента, но очень быстро тебя догонят и перегонят. Поэтому останавливаться на месте нельзя.
- Что касается Вьетнама и Индонезии. Почему были выбраны эти страны, какое оборудование туда поставляется?
- Индонезия - это островное государство, которое имеет достаточно большие расстояния между населенными пунктами. И вот в этой стране стартовала программа развития доступа в интернет в сельской местности. А у нас есть подходящие решения - это продуктовая линейка Farlink, томская разработка. Это не такие высокоскоростные РРЛ, как Youncta, даже можно сказать, малоскоростные. Но зато работают на очень большие расстояния. С учетом того, что оптоволокно проложить между островами архипелага не всегда представляется целесообразным, а спутниковая связь дорогая и негарантированная, наш продукт оказывается очень кстати.
Что касается Вьетнама, то там работает много специалистов, которые прошли обучение в России. Многие из них знают русский язык и уже пользуются российским оборудованием. Вьетнам очень лоялен по отношению к нашей стране еще со времен Советского Союза и очень настороженно относится к Китаю и странам Запада. Не использовать эту возможность нельзя.
Продажи в обеих азиатских странах уже стартовали, пока что составляют десятки тысяч долларов, и сейчас идет достаточно активный маркетинг по предложению наших продуктов и расширению числа клиентов.
Однако мы не ограничиваемся только Вьетнамом и Индонезией, запросы поступают из многих других стран. Только в 2015 году к нам уже поступили запросы из Филиппин, ЮАР, Чили, Бразилии, Кении, Таиланда.
- Насколько уверенно вы чувствуете себя на отечественном рынке?
- Складывающаяся в нашей стране ситуация, конечно, на руку российским производителям, потому что подешевевший рубль серьезно отбросил зарубежных конкурентов, предлагающих продукцию в долларовом эквиваленте. Наши цены на этом фоне изменились несущественно, поэтому рассчитываем на серьезное увеличение присутствия на внутреннем рынке как по телекоммуникационным, так и по радиоизмерительным продуктам.
Взятый нашим правительством курс на импортозамещение тоже ложится в нашу стратегию развития, однако здесь хотелось бы привести поучительный пример из нашего опыта.
Несколько лет назад мы совместно с Nokia Siemens Networks (NSN) анонсировали запуск проекта по производству оборудования для мобильной связи четвертого поколения - базовых станций LTE. Этот проект в России, к сожалению, не состоялся. Просто потому, что для его реализации не были созданы предпосылки. Изначально все шло очень хорошо, идея была правильной и полезной. Она давала локализацию и в перспективе - освоение технологии, все больше и больше наращивание компетенций в этом секторе. Россия могла бы хорошо продвинуться в части выпуска аналогичного оборудования. Однако не были выделены частоты, не была создана определенная законодательная база. Мы какое-то время выпускали базовые станции, но все они уходили в Финляндию в центр распределения и уже далее распространялись по миру. То есть это не была локализация в том виде, в котором должна была быть. Видя, что проект находится в стадии стагнации, мы его свернули.
Надо сказать, что, несмотря на падение рубля, предпосылки для возрождения проекта по-прежнему не появились. Нет сейчас этой бизнес-идеи.
Эта история подтверждает: само собой импортозамещение не происходит, даже в благоприятных экономических условиях. Необходимо проводить большую административную и законотворческую работу.
- Мы знаем, что "Микран" участвует в программе администрации Томской области по продвижению местной продукции в российских монополиях. Что вы в этой части предлагаете?
- В регионе активно реализуется программа импортозамещения для "Газпрома". Вообще наше оборудование уже работает в 180 подразделениях газовой монополии, а в этом году мы предлагаем три новых изделия: магистральную РРЛ, передвижной пункт управления и радиолокационную систему мониторинга периметра.
Радиорелейные линии мы уже поставляем "Газпрому", они находятся в перечне сертифицированного монополией оборудования. Сейчас же речь идет о совершенно новом продукте. Его можно использовать, например, для газопровода "Сила Сибири", где огромные расстояния и есть потребность передавать данные телеметрии, диспетчерские сигналы, другую служебную информацию. Мачты РРЛ можно устанавливать на большом расстоянии друг от друга - порядка 40 км, при этом появляется достаточно высокоскоростной канал, до 200 Мб/с. Для того чтобы "Газпром" мог использовать этот продукт, нам предстоит провести его испытания и сертификацию. После этого оборудование может быть заложено в проект, и только тогда мы сможем заключить твердый контракт.
Еще одно предложение "Газпрому" - передвижной пункт управления (ППУ). Это КамАЗ с будкой, выдвижной антенной и оборудованием. Он будет обладать набором связи различных стандартов. На ППУ можно выехать на место строительства, или аварии, или какой-то другой новой работы и обеспечить его временной связью. Представьте, в каких глухих и труднодоступных местах будет вестись стройка той же "Силы Сибири". И нет там привычных нам сотовых станций. А как обеспечить связью большое количество людей? Как раз с помощью такого передвижного пункта. В место, где ведется стройка, приезжает наш КамАЗ, разворачивает оборудование, и у всех начинают работать рации, телефоны, интернет. У нас есть совместное с "Газпромом" техническое задание на разработку этого изделия.
Есть еще третий продукт, который мы предлагаем - это радиолокационная система мониторинга и наблюдения периметра. На базе локатора сделана определенная система, которая позволяет мониторить периметр, и при возникновении какого-то события на место этого события направлять видеокамеру, тепловизор, в зависимости от времени суток. Причем локатор всепогодный, способен работать и в дождь, и в снег.
Мы постепенно наращиваем объемы поставок нашей продукции "Газпрому", но даже кратный рост нас не устраивает. Своей задачей мы видим увеличить объемы на порядок. Надеюсь, что эта задача окажется нам по силам.