Софрино (Московская область). 8 июля. ИНТЕРФАКС - Президент РФ Владимир Путин во вторник принял участие в церемонии открытия заключительных участков Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье.
Из центрального пункта управления ЦКАД было запущено движение по 25-километровому участку первого пускового комплекса (ЦКАД-1) от Калужского до Симферопольского шоссе, а также по двум дорожным развязкам: на пересечении четвертого пускового комплекса (ЦКАД-4) и трассы М-5, на пересечении пятого пускового комплекса (ЦКАД-5) с трассой М-10.
В церемонии запуска движения приняли участие вице-премьер РФ по строительству Марат Хуснуллин, председатель правления госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко и губернатор Московской области Андрей Воробьев.
"Если бы с самого начала, сразу осваивали прилегающую к дороге территорию, было бы более эффективно", - отметил Путин, выслушав доклады чиновников и мэра Москвы Сергея Собянина, отчитавшегося о строительстве ЦКАД по аудиосвязи.
"Разрешаю", - скомандовал президент в ответ на просьбу открыть движение по ЦКАД.
Как отметил Хуснуллин, запуск участка осуществлен раньше срока.
"Этот участок должны были запустить только в августе, но приняли решение запустить на месяц раньше директивного срока", - подчеркнул Хуснуллин.
Он добавил, что ЦКАД является ключевым объектом для экономики региона.
"Она является ключевой для развития агломерации. На сегодняшний день она дает только для Москвы снятие до 10 тыс. грузовиков с МКАД, 12% освобождения трафика по МКАД. Экология намного улучшилась, потому что грузовики часами не тянутся, а идут по скоростной трассе. ЦКАД дала колоссальный путь для развития жилищного строительства. Теперь основная бетонка работает как вспомогательная. Я уже не говорю, о логистических центрах. Мы все прилегающие магистрали привели к двухполосности, все узкие места. Это экономит колоссальные деньги и дает колоссальный эффект для экономики всего региона", - сказал Хуснуллин.
В свою очередь глава столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв также высоко оценил влияние ЦКАД на территории новой Москвы, по которым проходит трасса.
"Московский участок ЦКАД протяженностью более 20 км значительно улучшит инвестиционную привлекательность ТиНАО, а в зоне притяжения трассы появятся новые точки роста. Планы по развитию прилегающей к ЦКАД территории очень масштабные: здесь может быть построено порядка 4-5 млн кв.м недвижимости. Причем 80% этих площадей составят объекты, создающие рабочие места – технопарки, логистические центры, офисные и бизнес-площадки", – сказал Бочкарёв.
По словам заммэра, такой объем площадей коммерческого назначения позволит создать не менее 100 тыс. новых рабочих мест.
"Инвесторы уже проявляют интерес к этой территории: один из участков рядом с ЦКАД площадью порядка 40 га приобретен для строительства логистического центр на 300 тыс. кв.м", – добавил Бочкарёв.
ЦКАД-1 проходит по территории городских округов Подольск и Домодедово, а также новой Москвы. На этом этапе построены четыре транспортные развязки, 14 мостов, 24 путепровода и три эстакады. Исполнитель долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству первого этапа ЦКАД - АО "Крокус Интернэшнл" Араса Агаларова. Стоимость - 62,6 млрд рублей (54,8 млрд рублей госфинансирования, 7,4 млрд рублей частных инвестиций).
Остальные этапы ЦКАД уже были пущены ранее. Строительство дороги шло с задержками. Оно началось в 2014 году, и первоначально ЦКАД планировалось ввести уже в 2018 году. Общая протяженность новой платной трассы составляет 336,5 км, в том числе 288 км нового строительства и 48,5 км реконструированных участков.
Как подчеркнул Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), запуск движения на ЦКАД – знаковое событие для дорожной отрасли России.
"РФПИ совместно с партнерами обеспечил реализацию более 40% всего проекта ЦКАД, в том числе, благодаря привлечению инвестиций партнеров из числа ведущих суверенных фондов Ближнего Востока. Проекты, направленные на реализацию Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры для достижения национальных целей развития будут находиться в инвестиционном фокусе РФПИ и в дальнейшем", - заверил Дмитриев.
По данным "Автодора", общая стоимость проекта составила 341,2 млрд рублей, из которых за счет средств ФНБ профинансировано 150 млрд, за счет средств инвесторов - 94,7 млрд. Возврат привлеченных средств планируется обеспечить за счет доходов от сбора платы за проезд. В финансировании строительства ЦКАД приняли участие Сбербанк, "Газпромбанк", Евразийский банк развития (ЕАБР), ВЭБ.РФ и РФПИ.
Проезд по ЦКАД без транспондера для легкового автомобиля стоит в среднем 5 рублей за км пути, для грузовика - от 7,2 до 15,7 рублей. Использование транспондера дает скидку в размере от 15% до 50% в зависимости от протяженности маршрута.
Основное назначение нового автодорожного кольца - разгрузить МКАД и улично-дорожную сеть Подмосковья, приняв на себя поток транзитного транспорта. Со вводом ЦКАД в эксплуатацию власти Москвы уже ввели ограничения для транзитного автотранспорта. С начала весны грузовики массой более 12 тонн обязаны получать дневные и ночные пропуска для въезда на МКАД и городские дороги. С июля дневные пропуска обязаны получать и грузовые автомобили от 3,5 тонн.
Третий пусковой комплекс (ЦКАД-3; концессионер - ООО "АСК", генподрядчик - АО "ДСК "Автобан") протяженностью 105,9 км "поехал" в ноябре 2020 года. Этот этап проходит по территории севера и северо-востока Подмосковья, соединяет трассы М-11 "Нева" и М-7 "Волга", являясь частью международного автотранспортного коридора "Европа - Западный Китай", который должен полностью заработать в 2024 году с запуском строящейся трассы М-12 от Москвы до Казани. Финальная стоимость третьего участка, который стал самым протяженным в составе нового кольца вокруг Москвы (105,9 км), по данным "Автодора", составила 100,8 млрд рублей (59,5 млрд рублей бюджетных средств и 41,3 млрд частных инвестиций). При этом стоимость строительства по концесионному соглашению "Автодора" с ООО "Автодорожная строительная корпорация" (АСК) на этапе его заключения в 2016 году составляла 81,4 млрд рублей (42,2 млрд рублей из бюджета, 39,2 млрд рублей - привлеченные средства).
Запущенный ранее ЦКАД-4 соединяет трассы М-7 "Волга" и М-4 "Дон". Четырехполосная дорога высшей технической категории проходит по юго-востоку Подмосковья: городским округам Электросталь, Домодедово, а также по Богородскому, Павлово-Посадскому, Воскресенскому и Раменскому городским округам. Здесь шесть транспортных развязок, более 70 путепроводов, эстакад и мостов общей протяженностью 7,5 км. Концессионер строительства ЦКАД-4 - ООО "Юго-восточная магистраль" (ООО "ЮВМ"), генподрядчик - ООО "Концессионная строительная компания №1" (ООО "КСК №1, входит в АО "ДСК "Автобан"). Стоимость этапа - 105,2 млрд руб. (64,6 млрд руб. госфинансирования, 40,6 млрд рублей частных инвестиций).
ЦКАД-5 идет по городским округам Истра, Солнечногорск, а также Наро-Фоминскому и Одинцовскому городским округам. В состав пускового комплекса входит участок нового строительства, а также реконструкция существующей дороги А-107 "Московское малое кольцо". На пятом этапе построено шесть транспортных развязок, восемь мостов, 12 путепроводов и пять пешеходных переходов в разных уровнях. Это единственный бесплатный этап нового кольца. Стоимость строительства - 52,1 млрд рублей (46,8 млрд рублей госфинансирования, 5,3 млрд рублей - частные инвестиции). Исполнитель строительства по долгосрочному инвестиционному соглашению - ООО "Кольцевая Магистраль" при участии ООО "ИФСК "АРКС".
На 8-километровом участке ЦКАД, соединяющем третий и пятый этапы дороги, располагается несколько искусственных сооружений: мост через реку Клязьма длиной почти 50 м, две транспортные развязки, четыре путепровода, пять локальных очистных сооружений, 14 тыс. кв.м шумозащитных экранов. Подрядчик строительства этапа - АО "ДСК "Автобан", стоимость, по данным "Автодора", составила 5,8 млрд рублей.
На ЦКАД организована система безбарьерной оплаты проезда "свободный поток" (free flow), обслуживать которую по заказу ООО "Единый оператор" (ранее - ООО "Единый оператор ЦКАД") будет ООО "Казань-Телематика", выигравшее в 2019 году конкурсы на создание и обслуживание системы на 6,5 млрд рублей.