Недвижимость / Мнения 12 ноября 2024 г. 18:04

Застройщик должен стать продюсером своего проекта - Владимир Щекин

Сооснователь и совладелец Группы "Родина" рассказал о трех шагах для перехода к новой бизнес-модели для всех девелоперов

Застройщик должен стать продюсером своего проекта - Владимир Щекин. Фото. Пресс-служба Группы
Пресс-служба Группы "Родина"

Москва. 12 ноября. ИНТЕРФАКС - В условиях роста себестоимости и снижения спроса девелоперам необходимо перейти на новую бизнес-модель. Для этого нужно "пройти" всего три шага, рассказал сооснователь и совладелец Группы "Родина" Владимир Щекин на конференции "Ведомостей" "MREF2024: стимулы для спроса, контроль над предложением".

"Сейчас рост себестоимости опережает рост цены квадратного метра. С большой долей вероятности этот тренд продолжится, и 2025 год с точки зрения бизнеса будет очень жёстким", - заявил эксперт.

Для преодоления этих сложностей компания использует бизнес-модель, которую, по его мнению, нужно применить всем девелоперам. 

"Шаг номер один - в рамках реализации вашего проекта нужно задуматься, в какие национальные цели и городские программы ваш проект попадает. ТЗ должно соответствовать городским, государственным, региональным программам, проектам, и тогда вы получите соответствующие меры поддержки. Мы посчитали, что подобных инструментов сейчас около 75. Все они были сгруппированы нами в специальный калькулятор", - сказал Щекин.

В частности, он отметил, что создание спортивной инфраструктуры в Москве кредитуется под 3%.

"Второй шаг, который нужно сделать в рамках вашей бизнес-модели, это продюсирование. Что такое продюсирование? Это концепция как развивать дополнительную инфраструктуру в рамках вашего проекта. Стратегия как наполнить это "третье место" и решить вопрос, какие места приложения труда вы формируете. Да, это не свойственная для девелопера функция - запускать проекты в той коммерческой инфраструктуре, которую вы строите. Но это нужно делать, чтобы не получить потёмкинские деревни", - считает эксперт.

В качестве третьего шага на пути к новой бизнес-модели девелопмента он предложил применение партнерских схем.

"Третье, конечно же, партнерская схема. Нужно объединяться с другими девелоперами, с более специализированными. Что это дает? Количество бриджей уменьшается. А это значит, что ты не платишь эту "сумасшедшую" ставку с огромной долей собственного капитала. Партнерство также дает снижение риска и повышение эффективности проекта", - заверил Щекин.

"Сейчас пришло время раскрывать свой потенциал, осознавать свои истинные силы и осваивать, в том числе, непрофильные сферы деятельности. Заниматься и продюсированием, и партнёрством, и взаимодействием с государством", - резюмировал он.