Для ускорения развития креативной экономики на местах необходим комплекс мер, считает директор по развитию городской среды АО ДОМ.РФ
Москва. 5 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Для ускорения развития креативной экономики в российских малых и средних городах нужен целый комплекс мер, которые одновременно кажутся простыми, но пока сложно реализуемы, рассказал директор по развитию городской среды АО ДОМ.РФ Антон Финогенов в ходе Российской креативной недели.
"Самый главный вопрос — как ускорить развитие креативной экономики вне мегаполисов. Даже в успешных индустриальных городах, где есть сильные предприятия, рост производительности труда постоянно снижает занятость. И ключевой вопрос: чем эту пустоту в структуре занятости города заполнить", — отметил Финогенов.
По его словам, только строительством типового жилья не привлечешь квалифицированный персонал и не удержишь даже высокой зарплатой.
"При реализации крупных инфраструктурных и промышленных проектов нужно гораздо больше усилий направлять на среду для жизни людей", — подчеркнул эксперт.
"Креативный бизнес — это не про модное слово, а про рабочие места, которые и создают ту городскую "сложность", которая позволяет удерживать кадры даже в малых городах. Это комбинация целого ряда действий. Во-первых, это образовательная политика. Если в городе закрывается филиал ВУЗа, то шансы на то, что активная молодежь не уедет из города, становятся крайне низкими. Поэтому нужна поддержка развития высшей школы, в том числе в средних городах. Для малых и средних городов роль ВУЗа играет колледж. В кампусах бурлит культурная жизнь и как раз взрастает креативный класс. Второй важнейший вопрос — это меры поддержки малого креативного бизнеса. В малом/среднем городе нет конкуренции в креативной и сервисной сфере, бизнес может занять пустующую нишу, но слабый спрос нужно компенсировать именно льготами. На старте малому бизнесу в не столичных городах нужны максимальные налоговые льготы, а также система инфраструктурной поддержки – бесплатное предоставление помещений, льготные тарифы на ресурсы, возможность коллективного использования оборудования, технологий, аутсорсинг бухгалтерских услуг и бесплатное медиапродвижение. Часто в нестоличных городах есть вполне качественные, но полупустые общественно-культурные объекты, здания бывших НИИ и т.д.", — отметил эксперт.
Он призвал муниципалитеты к реализации проектов, где есть комбинация открытых и закрытых общественных пространств, т.е. инвестиции Минстроя по федеральной программе горсреды и отраслевых ведомств по нацпроектам.
"Благоустроенная площадь рядом с каким-то крупным соцобъектом, МФЦ, где активная жизнь есть по 12 часа в сутки, во многом позволяет запустить городскую сервисную экономику гораздо сильнее, чем по отдельности благоустроенная площадь и соцобъект. Вопрос спроса также очень важен. Спрос на услуги креативного бизнеса начинается с культуры потребления. К сожалению, во многих малых и средних городах она носит отложенный характер. Все привыкли, что в соседнем крупном городе выше качество и едут туда. Если поддержать развитие местного бытового сервиса, то постепенно привычка потреблять блага в своем городе формируется. А дальше к этому присоединяется и культура, и творчество, и допобразование. И в целом эти привычки формируют спрос и на креативную экономику", — заверил Финогенов.
Резюмируя, он пояснил, что для развития креативной экономики нужен комплекс решений и действий. "Мы не только чисто градостроительными действиями, рынка недвижимости, Минстроя, но и действиями Минкульта, Минобра, Миннауки, Минпромторга и целого ряда других наших отраслевых структур создаем ту "сложность" проектов городских преобразований которая позволяет рассчитывать на действительно системный результат... Нужно вкладываться "в хард и в софт": в современные кампусы, вдохновляющие объекты, которые создают среду для творчества и в организационную сложность в виде сложных "сшивок", понимая, какое действие на что влияет", — рассказал Финогенов.