Москва. 25 декабря. ИНТЕРФАКС – Предложенные девелопером "Самолет" меры по борьбе с "потребительским терроризмом" содержат риски, считают в Минэкономразвития, куда было переадресовано письмо застройщика к Генпрокуратуре.
"Самолет" обратился в Генпрокуратуру с жалобами на "потребительский экстремизм". Как поясняет девелопер в письме на имя генпрокурора Игоря Краснова, с текстом которого знаком источник "Интерфакса", покупатели в массовом порядке взыскивают с застройщиков средства в связи некачественной, по их мнению, постройкой и отделкой квартир.
Генпрокуратура перенаправила предложения "Самолета" в Минэкономразвития. Министерство ответило, что готово участвовать в рассмотрении подобных вопросов и "концептуально" поддерживает меры, направленные на совершенствование регулирования. Но, подчеркнуло Минэкономразвития, предложенные "Самолетом" меры могут привести к смещению ситуации в сторону интересов застройщиков, в числе рисков ущемление прав потребителей.
Например, "Самолет" предложил давать застройщикам 90 дней на устранение недостатков. Но это может создать "дополнительные расходы и неудобства" для граждан и их семей, ответило министерство.
Также "Самолет" счел, что, если жилец самостоятельно устраняет недостатки и берет с застройщика компенсацию расходов, сумма не должна превышать расходы самого застройщика на отделку. Но фактические расходы могут оказаться выше, напоминает Минэкономразвития, в силу различных факторов, например, изменения конъюнктуры.
Кроме того, "Самолет" предложил начинать разрешение разногласий с досудебного устранения недостатков в натуре, установить требования к экспертам, осуществляющим оценку, дать застройщикам отсрочку до конца 2027 года по исполнению уже принятых судебных решений о выплатах и другие меры.
Согласно действующим нормам, застройщик обязан передать дольщику квартиру, качество которой соответствует требованиям техрегламентов. Это позволяет обнаружившим несоответствия дольщикам обращаться в суд и требовать с застройщика уменьшения цены квартиры, возмещения расходов на устранение недостатков, убытков, неустойки (штрафов, пеней).
Вопрос "потребительского терроризма" возникает в профессиональном сообществе не впервые. И некоторые меры по его минимизации уже приняты на законодательном уровне. Так, 17 декабря Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях закон, позволяющий застройщикам с 1 марта 2025 года использовать собственные стандарты качества отделки квартир вместо требований технических регламентов, несоответствие которым сейчас позволяет дольщикам взыскивать компенсацию за недостатки в отделке.
Госдума разрешила застройщикам отступать от техрегламентов и урезала гарантию на отделку
Принятая норма исключает из закона условие, что передаваемый дольщику объект должен отвечать требованиям техрегламентов. Вместо этого застройщики будут вправе использовать свои стандарты качества отделки, предусмотрев это в договоре с дольщиком.
Кроме того, с 1 января 2025 года документ ограничивает сумму, которую может взыскать дольщик в случае несоответствия отделки квартиры стандартам застройщика. Она "не может превышать 3% от цены договора, если уплата денежных средств в большем размере не предусмотрена договором".
Такое ограничение предполагается для случаев, когда застройщик нарушил требования к отделке, работам по установке оконных и дверных блоков, сантехнического оборудования.
С той же даты сокращается до одного года минимальный срок гарантии на отделку в квартирах. Больший срок гарантии застройщик сможет установить при желании. До сентября текущего года срок такой гарантии не мог быть менее пяти лет, но депутаты сократили ее до трех, а теперь предложили пересмотреть срок вновь.
Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале "Интерфакс-Недвижимость".