Москва. 23 сентября. ИНТЕРФАКС - Комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению принял решение о необходимости доработки текста важного для страхового рынка законопроекта, который должен был запустить федеральный закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, бездействующий с 2018 года (тексты соответствующих решений и заключения комитета имеются в распоряжении агентства - ИФ).
Как сообщалось, документ предусматривает замену права на обязанность для властей субъектов РФ разрабатывать и утверждать программы добровольного страхования жилья от рисков ЧС для своих территорий.
Комитет Госдумы по региональной политике выступает основным исполнителем по проекту, а соисполнителем - комитет по финансовому рынку. Оба комитета в весеннюю сессию утвердили положительные заключения на этот законопроект, рассмотрение документа в I чтении ожидалось 24 сентября.
"Комитет, следуя регламенту, использовал право проведения дополнительных встреч и обсуждений с авторами и представителями страхового сообщества. По итогам обсуждения было принято решение о предоставлении месячного срока на внесение изменений в текст законопроекта с учетом высказанных замечаний", - пояснил "Интерфаксу" один из участников последнего заседания комитета по региональной политике, на котором было принято решение о доработке документа.
Как следует из текста последнего заключения комитета по региональной политике, депутаты исходят из того, что принятие законопроекта потребует дополнительных расходов бюджетов, а в самом законопроекте источники таких расходов и "порядок выполнения новых видов расходных обязательств" не указаны. Под сомнение ставится первоначальный вывод авторов законопроекта "о сокращении расходов бюджетной системы РФ и субъектов РФ". Кроме того, к проекту имеется ряд юридико-технических замечаний.
Как сообщил "Интерфаксу" президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев, "основные вопросы членов комитета к авторам законопроекта и представителям страхового сообщества в ходе обсуждения сводились к уточнению порядка финансирования расходов на выплаты гражданам из средств бюджета". По его словам, ВСС "подготовит в установленный срок детальный анализ и расчеты на эту тему", чтобы показать, что никаких дополнительных расходов бюджеты разных уровней по программам страхования ЧС нести не будут, задействоваться на софинансирование выплат по ущербу жилью могут только средства, уже выделенные бюджетом по статье о компенсации ущерба от ЧС.
Как следует из текста заключения думского комитета, о необходимости доработки законопроекта, способного запустить закон о добровольном страховании жилья от ЧС в стране, у представителей комитета возник еще ряд сомнений, в том числе в необходимости механизма перераспределения рисков по территории страны.
"В ряде регионов РФ, менее подверженных стихийным бедствиям, ЧС носят единичный характер. Такие программы для них не актуальны. Например, на территории Пермского края с 2018 года ЧС не зарегистрированы", - приводится аргумент в заключении комитета.
Как пояснил "Интерфаксу" эксперт крупной компании, активно страхующей имущественные риски россиян, география климатических ЧС расширяется, ЧС происходят там, где их не ждут. В этой связи страховщики отмечают растущий спрос на страховую защиту на подверженных ЧС территориях. Однако высокие риски диктуют и рост цен на страхование имущества. Перераспределение рисков по территории страны, вовлечение всех регионов в исполнение закона позволяет сделать выплаты более весомыми, цены - доступными, создавать конфигурацию программ для регионов по их усмотрению.
"Выбор, участвовать в будущей программе или нет, в любом случае остается как у граждан, так и у страховщиков в случае принятия законопроекта. При отсутствии таких программ страхования этого выбора нет. Но в том случае, если программы ЧС-страхования будут разрабатываться и приниматься только высокорисковыми территориями, страховщики не согласятся на заведомо убыточную деятельность, риски должны перераспределяться по стране", - пояснил эксперт.
Он обратил внимание на тот факт, что право региональных властей разрабатывать и принимать программы страхования жилья для своих регионов у субъектов РФ есть с момента принятия закона в 2018 году, порядка 20 территорий подобные переговоры со страховщиками начинали, но они не завершились подписанием документа, отметил собеседник агентства.
"Программ страхования жилья до сих пор нет ни в одном регионе РФ, даже в тех, где имущественный ущерб от ЧС уже выливался в многомиллиардные убытки. Цель проекта - изменить эту ситуацию к лучшему", - считает он.
Ранее глава департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов сказал о том, что предложенной законодателями меры для стимулирования запуска закона о добровольном страховании жилья может оказаться недостаточно для его успешной работы. По его мнению, для стимулирования работы этого закона также потребуется введение каких-либо стимулирующих мер для страхователей.
Сам закон о добровольном страховании жилья от ЧС был принят в 2018 году, должен был начать работать в 2019 году. Он предполагает, что в добровольном порядке регионами РФ будут разрабатываться соответствующие программы с учетом климатических и иных особенностей регионов с точки зрения потенциального ущерба жилью. Вместе с тем до сих пор закон не работает, поскольку ни один регион РФ соответствующую программу не принял.
Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале "Интерфакс-Недвижимость".