Нижний Новгород. 23 августа. ИНТЕРФАКС - Фуникулер, воссозданный в Нижегородском кремле на месте действовавшего здесь 100 лет назад элеватора, получил разрешение на ввод в эксплуатацию, сообщил управляющий делами правительства Нижегородской области Дмитрий Грызин журналистам в пятницу.
Фуникулер построен в русле элеватора, действовавшего на этом месте на рубеже XIX-XX веков, часть трассы проложена под кремлевской стеной, что делает его уникальным объектом.
Строительство фуникулера продолжалось более трех лет, ориентировочная стоимость проекта - 1,8 млрд рублей. По информации Грызина, такая продолжительность строительства обусловлена тем, что строители столкнулись с разного рода сложностями рельефа, обнаружили остатки старого сооружения, которые были включены в состав верхней станции как арт-объект, параллельно проводили противооползневые работы.
"Объект максимально сложный, это уникальный объект, аналогов ему нет. (...) И огромная была работа проведена на участке от Часовой до Северной башни - были смонтированы подпорные стенки, буронабивные сваи в большом количестве, проведено укрепление фундаментов кремля. (...) Тоннель получился новым сооружением. Поэтому считаю, что сроки, которые были названы (первоначально строителями - ИФ), были слишком смелыми, и надо было предвидеть определенные риски, которые все-таки потом появились", - пояснил Грызин.
Фуникулер включает две станции - верхнюю внутри кремля и нижнюю под стеной кремля. Архитектурный облик нижней станции максимально приближен к виду утраченной исторической постройки на этом месте.
Трасса, по которой курсирует один вагон вместимостью до 40 человек, имеет протяженность более 130 м, она включает открытую (рамповую) часть и тоннель, расположенный на месте старого тоннеля. Ширина тоннеля фуникулера больше, чем у тоннеля московского метро, глубина заложения лотка закрытой части относительно планировочных отметок земли составляет от 6,1 м и до 13,9 м, открытой части - от 2,8 м до 11,4 м.
"Мы восстановили исторический мостик с кладкой стен историческим кирпичом, провели чистку сохранившихся исторических стен старого фуникулера", - отметил Грызин.
Фуникулер в кремле будет работать круглогодично, его пропускная способность в одном направлении - 120 человек в час.
График и частота движения фуникулера, как и стоимость проезда, пока не определены, в первый месяц работы он будет функционировать в тестовом режиме, в том числе и для оценки трафика.
"Пока не понимаем, какой будет пассажиропоток, у нас есть ориентировочные цифры, но все-таки статистика определится чуть позже. Здесь нет глобальной задачи обеспечить в самый короткий период времени окупаемость, мы понимаем, что это имиджевый объект", - сообщил Грызин, добавив, что доходы от продажи билетов будут направляться на обслуживание фуникулера.
Кремлевский элеватор был построен в 1896 году "Финляндской компанией лёгкого пароходства" к Всероссийской промышленной и художественной выставке. Фуникулер работал за счет силы тяжести: в каждом вагоне были установлены емкости для воды, бак вагона, находящегося на верхней станции, наполняли водой, одновременно опорожняя бак вагона, стоящего на нижней станции. Верхний вагон становился тяжелее и при помощи переброшенного через блоки каната поднимал нижний вагон.
В 1918 году движение кремлёвского фуникулёра было прекращено и возобновлено лишь в 1923 году, но к 1926 году были проложены трамвайные пути вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы, необходимость в фуникулёре отпала, и он был закрыт. К началу XXI века остались лишь руины стен и частично засыпанный тоннель.
Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале.