Недвижимость / Интервью 11 января 2017 г. 12:17

Третий пересадочный контур метро замкнется в 2020-2021 годах

Глава столичного департамента строительства заверил, что работы по созданию кольца с 32 станциями будут финансироваться в нужном объеме

Третий пересадочный контур метро замкнется в 2020-2021 годах
Фото: Пресс-служба стройкомплекса Москвы

Москва. 11 января. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Несколько лет назад в Москве стартовал один из самых масштабных проектов в сфере метростроения в масштабах не только России, но и Европы – строительство Второго кольца подземки (Третий пересадочный контур). Уже в этом году откроется первый участок нового кольца. О том, как идут работы над этим проектом, рассказал в интервью "Интерфаксу" руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарев.

 

Андрей Юрьевич, расскажите, на каких участках ТПК ведутся работы? В какой они стадии?

В конце прошлого года мы завершили основные строительные работы на первом участке Третьего пересадочного контура или Второго кольца метро от станции "Деловой центр" до станции "Петровский парк". Сейчас ведутся архитектурно-отделочные работы, монтаж и тестирование информационных транспортных систем. Уже весной этого года пассажиры смогут проехать по новому участку.

Завершена проходка перегонных тоннелей на участке "Петровский парк" - "Нижняя Масловка". В настоящее время ведется строительство станции "Нижняя Масловка".

Уже началось строительство северо-восточного участка ТПК. Идет проходка перегонных тоннелей на участке между станциями "Авиамоторная" и "Рубцовская". Кроме этого, в скором времени начнется строительство участка от станции "Нижняя Масловка" до станции "Стромынка".

В какой последовательности будут запускаться последующие участки ТПК?

Северо-восточный радиус Второго кольца от станции "Нижегородская улица" до станции "Рубцовская", а также участок "Нижняя Масловка" - "Петровский парк" планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. Далее в 2019 году планируется открыть второй этап северо-восточного участка "Рубцовская" - "Нижняя Масловка" и юго-западный сектор от "Аминьевского шоссе" до "Проспекта Вернадского". В этом же году должны быть запущены южный участок от "Проспекта Вернадского" до станции "Каховская" и западный участок от "Хорошевской" до станции "Мневники".

В 2020 году планируется закончить работы на северо-западном радиусе от станции "Мневники" до станции "Можайской" и на западном от "Можайской" до "Аминьевского шоссе". В наших планах в 2020-21 годах также ввести в эксплуатацию участок от станции "Каширская" до станции "Нижегородская улица".

Таким образом, Третий пересадочный контур с 32 станциями планируется полностью замкнуть в 2020-2021 годах.

 

 

С какими трудностями сталкиваетесь при строительстве кольца наиболее часто?

Одним из наиболее сложных и проблемных вопросов остается освобождение земельных участков под строительство. Всего необходимо освободить и развернуть более 400 площадок различной площади под стройку. Это очень непростой процесс, который занимает 15-20% всех усилий и времени, отведенных под строительство.

На какой глубине будет проходить новое кольцо метро?

Все новые участки Третьего пересадочного контура будут неглубокими, кроме северо-восточного участка. Здесь глубина составит около 25 м, а в районе станции "Ржевская" - около 30 м.

Придется ли строителям "проходить" сложные обводненные грунты и возводить тоннели под подземными реками и озерами?

Да, мы будет строить на западном участке тоннель под каналом имени Москвы и под рекой. Да и в целом, на всем протяжении трассы ТПК, мы сталкиваемся с обводненными грунтами.

Много говорилось о новом подходе при прокладке тоннелей. Сколько двупутных участков будет на ТПК?

В силу целого ряда технических причин мы изменили первоначальный проект и оставили на Третьем пересадочном контуре всего один двупутный участок – от "Аминьевского шоссе" до "Можайской". На этом участке будет четыре станции "берегового" типа.

Какой отпечаток все это накладывает на применяемые в строительстве технологии?

Специально для работы в таких условиях и применяются тоннелепроходческие комплексы. Они позволяют обеспечить автоматизированную проходку в таких тяжелых грунтах и сразу создавать водонепроницаемый тоннель. Другим способом осуществлять проходку в таких грунтах практически невозможно.

Надеюсь, что к технологии заморозки грунтов нам прибегать не придется - автоматизированные щиты как раз позволяют проходить без заморозки.

На всем протяжении ТПК за исключением участка около "Нижней Масловки", мы планируем применять тоннелепроходческие комплексы. "Нижняя Масловка" - станция глубокого заложения и здесь работы ведутся горным способом.

Можно ли сказать, что Москва отказывается от горного способа строительства метро?

Полностью отказаться не получится, и если в дальнейшем потребуется, будем использовать и горный способ. Конечно, он дороже и медленнее, но в определенных ситуациях он надежнее. Например, при строительстве в центральной части города, в условиях плотной застройки. Однако, случаи применения такого метода не будут массовыми, а, скорее, останутся единичными.

При строительстве ТПК закладывается возможность строительства новых радиальных линий?

В настоящее время, мы закладываем возможность строительства новой радиальной линии от станции «Улица Новаторов» в Коммунарку. Со временем, думаю, могут появиться новые радиальные линии и на других направлениях.

Велика ли доля импортного оборудования, необходимого для строительства метро?

Процесс импортозамещения очень непростой и долгий. Конечно, мы сокращаем объемы импортных комплектующих, но с учетом темпов строительства, полностью без них обойтись пока не можем. Мы закупаем за рубежом информационные транспортные системы, системы связи, камеры наблюдения, различные датчики и другую электронику.

А кадры? Достаточно ли квалифицированных рабочих для строительства нового кольца?

Кадровый голод ощущается. В пиковый период нам потребуется 40-50 тыс. метростроителей. И не просто рабочих, но и грамотных инженеров, которые смогли бы эту работу организовать на строительной площадке. Но я уверен, что мы сможем мобилизовать дополнительные силы.

Реализация столь масштабного проекта влечет за собой большие траты. Хватит ли средств на метростроение?

Строительство метро остается одним из приоритетов деятельности всего стройкомплекса. Финансирование строительства метро остается стабильным все последние годы. В этом году, как и в предыдущем, на эти цели будет выделено более 150 миллиардов рублей. Пока нет опасений, что финансирование в будущем сократится.