Строительной отрасли нужны законы, которые стимулируют использование современных технологий и материалов, считает депутат Госдумы РФ
Москва. 5 сентября. ИНТЕРФАКС – Российские власти активно проводят перенастройку строительного сектора, и уверены, что, преодолев сложности, отрасль станет более эффективной. О текущем положении дел и перспективах "тонкой" настройки строительной отрасли рассказал в интервью "Интерфаксу" депутат Госдумы РФ Владимир Ресин.
Владимир Иосифович, как вы оцениваете текущее состояние строительной отрасли?
Российская промышленность уже адаптировалась к новым условиям и не вернется к модели, основанной, как прежде, на импорте технологий. В подтверждение этому такие факты: в прошлом году рынок стройматериалов в России вырос на 2,6%, а строительный сектор — на 8%; появился повышенный интерес к восточным регионам России, и девелоперы активно работают в Приволжье, на Урале и в Сибири. Аналитика показывает, что эти регионы стали лидерами по количеству новых проектов, с ростом более 140% в каждом из них, что значительно выше показателей предыдущих лет.
В то же время обострилась одна из главных проблем отрасли – дефицит квалифицированных кадров, рабочей силы, но мы активно работаем над её решением.
Какие направления развития, по вашему мнению, сейчас наиболее актуальны?
Одной из важнейших задач остаётся решение "квартирного" вопроса россиян с особым акцентом на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Недавно Госдумой был принят закон об использовании счетов эскроу в ИЖС. Чтобы сделать эту сферу более понятной, прозрачной и востребованной для наших граждан, важно продвигать индустриальное домостроение и типовое проектирование. В перспективе это позволит значительно сократить сроки строительства, снизить затраты и обеспечить высокий уровень качества возводимого жилья. Строительной отрасли нужны законы, которые стимулируют использование современных технологий и материалов, а также развитие промышленного домостроения в регионах.
Другое направление – необходимость равномерного развития всех регионов страны, для чего нужны дополнительные меры государственной поддержки. Исходя из этого, законодательная база должна включать в себя механизмы субсидирования и льготного кредитования строительных компаний, работающих в отдалённых и менее развитых регионах.
Помимо этого, требует особого внимания, развития и ответственного отношения в регионах внедрение различных форм создания наемного или арендного жилищного фонда. Как вариант, необходимо сформировать некоммерческий жилищный фонд, построить социальные наемные дома, когда жилье предоставляется определенным категориям граждан по договору социального найма и согласно установленным критериям. Возможно, и в этом направлении потребуется отдельное законодательное регулирование.
Вы упомянули о мерах государственной поддержки. А достаточны ли, на ваш взгляд, принятые сейчас решения по ипотеке с господдержкой?
Напомню, программа льготной ипотеки на новостройки для всех граждан РФ стартовала в 2020 году, и её успешная реализация уже позволила улучшить жилищные условия миллионам россиян, а также дала стимул развитию жилищного строительства.
Но наряду с этим, льготная ипотека также реально изменила рынок новостроек большинства городов России. Заметьте, рост цен, темпов продаж, увеличение разрыва со стоимостью метра на "вторичке" проявились во всех регионах. Поэтому сегодня решения по льготной ипотеке требуют дальнейшей донастройки: она должна быть направлена в первую очередь на тех, кто действительно нуждается в улучшении жилищных условий – молодые семьи, специалисты, переезжающие в отдаленные регионы, и другие социальные группы. Кроме того, стоит все-таки рассмотреть возможность включения вторичного жилья в льготные программы.
То есть программа должна стать региональной?
Нет, но региональным особенностям следует уделить особое внимание. В разных регионах страны рынок недвижимости развивается по-разному, и потребности населения также отличаются. Льготная ипотека должна быть более гибкой и учитывать эти различия, быть адресной. Например, в регионах с низкой плотностью населения и менее развитой инфраструктурой нужно предусмотреть дополнительные меры поддержки, чтобы стимулировать строительство, используя различные формы предоставления жилья. Ведь этим, по сути, мы привлекаем людей жить и работать именно там, и переезжать туда со своими семьями.
Говоря о региональных особенностях, нельзя обойти вниманием московскую инициативу – отказ от квартир площадью менее 28 кв.м. Как вы считаете, насколько это решение оправданно?
Давайте сразу уточним: речь идет о проектах с квартирами общей площадью не менее 28 кв.м. При этом в актуализированных сводах правил (СП) есть конкретные нормы для проектирования жилых комнат и вспомогательных помещений в квартирах. И поверьте, жилых комнат меньше 14 кв. м общей площади в однокомнатной квартире, и меньше 16 кв. м для двухкомнатной квартиры, сегодня уже не должно быть.
Поэтому решение перестать согласовывать проекты с квартирами площадью менее 28 кв.м в Москве оправдано с точки зрения повышения стандартов жилья и уровня комфортности проживания.
Владимир Иосифович, в профессиональной среде вновь вспыхнула дискуссия о нормах инсоляции застройки. Как вы считаете, эти требования актуальны?
Разговоры о необходимости пересмотра норм инсоляции, то есть, обязательных требований к уровню освещения жилья естественным светом через окна, ведутся уже не один год. С одной стороны, в этих спорах – архитекторы и застройщики, утверждающие, что действующие подходы к нормам инсоляции, начало которым было положено еще в 1963 году, устарели. С другой — власти и общественники, опасающиеся высокоэтажной плотной застройки городских районов, активно проводящейся сейчас.
Замечу, в последние годы ужесточились градостроительные требования к застройке: появились такие понятия как "качество среды", "силуэт застройки" и прочие характеристики, требующие грамотного профессионального подхода как к ее применению, так и к актуализации, о которой все чаще говорят девелоперы на публичных площадках. Поэтому, безусловно, подход к нормам инсоляции должен быть продуманным и взвешенным, с учетом как архитектурных, так и социальных аспектов.
Президент РФ Владимир Путин предложил передавать бизнесу землю за ликвидацию бесхозных свалок. Как, по вашему мнению, должен выглядеть этот механизм? Каков потенциал такого начинания?
Всё правильно: предоставление земельных участков предпринимателям на таких условиях создаст стимул для развития бизнеса – и они, и девелоперы получат возможность реализовывать интересные проекты жилой застройки или другой коммерческой недвижимости на очищенных территориях. Однако хочу заметить: чтобы реализовать этот потенциал, необходимо тщательно проработать все детали и исключить возможность злоупотреблений. Здесь важно не нагородить бюрократических барьеров, и при этом создать простой, прозрачный и справедливый механизм, который будет выгоден и предпринимателям, и обществу в целом.
Необходимо иметь в виду, что сейчас в России насчитывается более 181 тысячи таких участков, и, естественно, многие из них не состоят на кадастровом учете. Поэтому, чтобы иметь точное представление о масштабах проблемы, муниципальным властям прежде всего необходимо провести инвентаризацию всех заброшенных территорий с мусорными свалками.
Помимо этого, в регионах набирает обороты механизм комплексного развития территорий (КРТ); возможно, в этом случае бесхозные объекты стоит учитывать и в рамках этой программы. Тогда в конечном итоге значительно повышается их инвестиционная стоимость и определяется цель будущего использования.
Сейчас активно обсуждаются различные технологии, позволяющие ускорить и упростить процесс строительства. Как вы считаете, достаточна ли нормативная база для их развития?
Действительно, без инноваций будущего нет. Именно инновации и новые технологии могут сыграть ключевую роль в развитии всей строительной отрасли. Минстрой России сейчас активно прорабатывает технологии модульного, деревянного, стального, "зеленого" строительства и других его направлений. Более того, по развитию модульного строительства и модульных технологий уже утверждена "дорожная карта".
Что касается нормативной базы, то надо признать, пока она, конечно, недостаточна. Например, в той же сфере ИЖС существует большая потребность в типовых проектах и технологиях префаб, что значительно упростило бы решение многих задач, стоящих перед отраслью. Но хочу заверить, что работа по совершенствованию нормативной базы ведется, и ведется постоянно и активно, и перспективы выглядят весьма многообещающими.