В отрасли требуется учет, потому что нельзя улучшить то, что невозможно измерить, рассказал глава Фонда развития территорий
Москва. 27 декабря. ИНТЕРФАКС – Фонд развития территорий является оператором многих программ, которые направлены на развитие регионов. Сейчас они завершаются вместе с нацпроектом "Жилье и городская среда". О результатах этой работы и планах на будущее в интервью "Интерфаксу" рассказал гендиректор Фонда Ильшат Шагиахметов.
- Расскажите о реализации программы расселения аварийного жилья. Изначально программой ставились довольно большие цели, удалось ли их достичь?
Шестилетний этап программы выполнен с превышением показателей более чем на 32% – по количеству граждан, переехавших из аварийных домов, и по площади расселенного аварийного жилья. Всего в 2019-2024 годы мы планировали расселить 9,97 млн кв. м и улучшить условия проживания для 560,83 тыс. человек. На сегодня в целом по России благодаря текущему нацпроекту из непригодных для проживания домов площадью более 13 млн кв.м переехали более 780 тыс. человек.
Большая часть домов, включенных в действующую программу переселения, была признана аварийными до января 2017 года. Сейчас основной объем этого жилья уже расселен, а 29 регионов, которые в числе первых справились с этой задачей, приступили к расселению домов, признанных аварийными с 2017 по 2022 год. Благодаря этому жилищные условия улучшили почти 50 тыс. человек, которые изначально не были включены в программу.
- Сейчас обсуждается изменение условий программы расселения аварийного жилья. Можете рассказать поподробнее о новых правилах?
Действительно, со следующего года изменятся подходы к расселению аварийного жилищного фонда. В числе ключевых нововведений – предлагается изменить порядок расчета возмещения, выплачиваемого за квартиру в аварийном доме. Возмещение будет формироваться с учетом оценки стоимости земельного участка под аварийным домом за вычетом затрат, необходимых на его снос.
Очень важный момент – предлагается убрать ограничения для включения домов в программу по дате признания их аварийными. Раньше возникали ситуации, когда дом, имеющий угрозу обрушения, был поздно признан аварийным и не попал в программу переселения. По новым правилам такой дом можно будет расселить незамедлительно.
С участниками программы будет работать региональный оператор. Регоператор будет выполнять функции заказчика, сможет строить и покупать жилье, чтобы передать квартиры участникам программы. Также региональный оператор сможет использовать землю из-под аварийных домов для строительства жилья для переселяемых граждан. Все вместе эти механизмы помогут снизить стоимость жилья для программы переселения.
- Традиционно непростая тема – модернизация ЖКХ. Расскажите об этой работе?
Проблемы в этой сфере копились годами, и зачастую дело обходилось лишь небольшими ремонтами. А так столь сложную задачу точно не решить. При этом, крайне важен учет, ведь невозможно улучшить то, что нельзя измерить.
Важно, чтобы была полная статистика, мы ведем эту работу, и на базе нашей автоматизированной информационной системы (АИС ФРТ) делаем полную детализацию. Исходя из этого сложится полная картина, но уже сейчас данных достаточно, чтобы видеть, на каких объектах нужно проводить работы и определить приоритеты.
ФРТ выступает федеральным оператором целого ряда программ модернизации. Это, например, программа с привлечением льготного займа за счет средств Фонда национального благосостояния, стартовавшая в 2022 году. На сегодня по этой программе ввели в эксплуатацию более 1,1 тыс. км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также более 200 котельных, водозаборов, канализационных насосных станций, очистных сооружений и других объектов.
С 2023 года реализуется еще одна программа, по которой регионам выделяется финансовая поддержка из федерального бюджета на модернизацию ЖКХ. Также Фонд выступает оператором механизмов инфраструктурных бюджетных (ИБК) и специальных казначейских (СКК) кредитов. Ожидаем, что по итогам года показатели по всем этим программам еще увеличатся – в регионах продолжают активно вводить объекты.
- Какие задачи по модернизации коммунальной инфраструктуры будут решаться в первую очередь в новом нацпроекте?
Президент России поставил задачу к 2030 году улучшить качество коммунальных услуг для 20 млн человек. Для достижения этой цели мы готовим комплексную программу модернизации коммунальной инфраструктуры. Совместно с регионами провели серьезную работу. В АИС ФРТ уже сформировали базу всех ключевых элементов коммунальной инфраструктуры. Туда вошли 240 тыс. объектов, около 1 млн км инженерных сетей и порядка 12 тыс. ресурсоснабжающих организаций. На сегодня это максимально полная база по всем объектам ЖКХ в стране. Именно на основе этих сведений будет вестись работа по модернизации в предстоящие шесть лет.
К настоящему времени в комплексный план модернизации коммунальной инфраструктуры субъектами РФ заявлена потребность в реализации порядка 39 тыс. мероприятий до 2030 года. Это серьезные объемы, и модернизация объектов будет идти в приоритетном порядке – сначала там, где это необходимо сделать в первую очередь.
- Предусмотрено ли для этого достаточное финансирование?
Всего на выполнение этих задач будет направлено 4,5 трлн рублей. Часть средств – это прямое бюджетное финансирование по программе модернизации коммунальной инфраструктуры. Как я уже сказал, будет продолжена программа ИБК, и не менее 50% ее финансирования будет направлено именно на модернизацию ЖКХ – не менее 750 млрд рублей из 1,5 трлн. Также предусмотрено внебюджетное финансирование. Кроме того, прорабатываются меры по повышению инвестиционного потенциала отрасли.
- В продолжение разговора об инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитах. Этот инструмент появился не так давно, какие он дает результаты?
Эти механизмы были запущены в 2021 и 2023 годах соответственно и, надо сказать, оказались очень востребованы регионами. За эти годы с использованием ИБК и СКК удалось ввести более 400 инфраструктурных объектов, в регионы страны поставили более 7,7 тыс. различных видов транспорта от большого до малого класса вместимости – автобусы, троллейбусы, электробусы, трамваи и вагоны метро.
- Скажите, а что за объекты строятся на эти средства?
Львиная доля всех проектов приходится на обновление и строительство коммунальных объектов. Это позволяет обеспечивать жилые дома, больницы, садики и школы более стабильным теплом, водой и системами канализации. На сегодняшний день благодаря программам ИБК и СКК качество коммунальных услуг улучшилось для 8,4 млн россиян.
Помимо этого, средства ИБК и СКК направляются на модернизацию социальных и туристических объектов. Другая, отрасль, где бюджетные кредиты активно используются – дорожная. Например, с привлечением средств ИБК построили обход Тольятти протяженностью почти 100 км в Самарской области. Также в Туле осенью запустили движение по новому мосту через реку Упу, в Татарстане дан старт движению по реконструированному участку Горьковского шоссе в Казани и новому участку дороги "Большой Зеленодольск".
На что еще хотел бы обратить внимание. Такая работа не только создает комфортные условия для проживания людей, но и имеет мультипликативный эффект. Новая инфраструктура позволяет запускать инвестиционные проекты и тем самым стимулировать развитие смежных отраслей. Например, проекты ИБК и СКК уже поспособствовали вводу более 24,8 млн кв. м жилья в регионах, созданию более 130,7 тыс. рабочих мест, а также привлекли в экономику почти 2,6 трлн рублей внебюджетных средств.
Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале "Интерфакс-Недвижимость".