Мы видим возможность для развития малых городов и пригородов - Максим Егоров

"Удаленка" снизила необходимость жить ближе к работе, поясняет замминистра строительства и ЖКХ России

Мы видим возможность для развития малых городов и пригородов - Максим Егоров
Фото: Минстрой РФ

Москва. 7 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Мир в целом и Россия в частности постепенно выходят из коронавирусных ограничений, но действия людей корректируются с поправкой на безопасное поведение. О том, как это скажется на городском планировании, рассказал "Интерфаксу" замглавы Минстроя РФ Максим Егоров.

Сейчас много говорят о том, что мир изменился. Что теперь ожидают граждане от городов?

Общественное восприятие городов для такого короткого срока действительно поменялось существенно. Прежде всего, стал остро ощущаться запрос на формирование локальных общественных пространств. Для этого есть сразу несколько предпосылок.

После частичного перехода на удаленную работу и самоизоляцию, с ограничениями на передвижение и время выхода из дома, многие россияне осознали важность мест отдыха в пешей доступности. Когда каждый выход на улицу становится небольшим праздником — а такое ощущение вряд ли быстро исчезнет, - обстановка за пределами квартиры тоже должна соответствовать этому настрою. Большие парки и популярные места отдыха были закрыты, и именно ухоженные улицы рядом с домом стали отдушиной, которая помогала справляться с бременем карантина. Поэтому мы видим растущую потребность в комфортной городской среде в формате "прямо здесь и сейчас", в районе проживания - когда не нужно никуда ехать и тратить на транспорт свое время.

Остро это проявилось, например, в спальных районах, которые, в соответствии с названием, предназначены только для частичного времяпрепровождения. Урбанисты и раньше говорили, что для исправления ситуации нужно создавать в "спальниках" точки притяжения, делать районы более функциональными. В период пост-изоляции обстановка этих микрорайонов определенно будет переосмыслена, причем не только экспертами, но и, что ценно, самими жителями, которые сформируют запрос на изменение.

Потребность в уютных пространствах никуда не уйдет, но она также какое-то время будет тесно связана и с поиском безопасности - в сознании, по крайней мере, части населения будет сохраняться инстинкт, советующий избегать популярных мест и большого скопления людей. Локальные скверики, в которых точно не будет много прохожих, для этого подходят как никогда лучше, поэтому текущая ситуация создает стимул для развития городских пространств вдали от центра. Это же, к слову, потенциально может снизить риски распространения и других глобальных инфекций и вирусов, ведь потребность передвигаться из одного конца города в другой будет меньше.

И это восприятие повсеместное. Мы обсуждали эти тренды на Международном форуме урбанистики в Уфе, который, кстати, теперь будет проходить ежегодно при поддержке Минстроя. О смене вектора развития городов говорят на региональном уровне, его обсуждают международные эксперты. То есть опыт самоизоляции и выводы из нее были схожими.

За время самоизоляции многие попробовали работать удаленно и некоторым это понравилось. Какое влияние на развитие городов окажет распространение "дистанционки"?

Возможность удаленной работы - по крайней мере для части населения - открыла новые перспективы по развитию городов в том смысле, что снизилась необходимость жить как можно ближе к работе или вообще непосредственно в городе, где она расположена. Не все компании спешат возвращать сотрудников в офис, и не все работники жаждут туда вернуться. Здесь мы видим логичную возможность для развития малых городов и пригородов - где-то более безопасных, более удобных, более компактных и, очевидно, более экологичных, чем крупные агломерации. Они же могут быть более гибкими в плане городского обустройства, более оперативно отвечать на новые запросы жителей. Здесь главное, чтобы сами жители принимали активное участие в процессе обновления городской среды. А они, как показывает практика, к этому готовы, в том числе благодаря интернету.

Развитие дистанционных форматов вовлечения граждан идет очень активно, используются новые форматы общения, донесения информации до как можно большего числа жителей. Это исключительно важно, поскольку взаимодействие с жителями — обязательный элемент стройки и благоустройства. Без этого в принципе не может быть качественного изменения городской среды, как и прогноза по востребованности создаваемой инфраструктуры, эффективности вложений бюджетных средств.

Общественные обсуждения и сбор мнений нельзя было отложить на более поздний период после самоизоляции?

Хотя в последние месяцы из соображений безопасности пришлось приостановить множество процессов, стройка и благоустройство во многих регионах не останавливались. Где-то переносить сроки не позволяли климатические условия - завершение работ зимой может негативно сказаться на качестве объектов, поэтому все нужно успеть за короткий летний период. Где-то - условия финансирования. Например, наше ведомство проводит уже четвертый Всероссийский конкурс лучших проектов создания городской среды, по которому среди малых городов и исторических поселений на благоустройство разыгрывается 5 млрд рублей. И там, согласно условиям, победители должны соблюдать графики работ, чтобы сдать объекты четко к закрепленным соглашениями срокам.

Другая, уже субъективная причина - это то, что после недель замкнутого времяпрепровождения люди хотят увидеть в своих городах изменения к лучшему. Поэтому диалог с гражданами не мог уйти на "самоизоляцию", нужно было искать новые варианты коммуникаций.

Как стала выстраиваться работа с жителями? Какие форматы появились?

Если говорить в целом о практиках взаимодействия, то в этом году Минстрой и Агентство стратегических инициатив представили Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды. Всеобъемлющий документ, он описывает более 20 форматов работы с жителями по четырем уровням вовлечения - это могут быть фокус-группы и глубинные интервью, лекции и экскурсии, воркшопы, инициативное бюджетирование, государственно-частное партнерство, другие варианты. Важно, что почти все они доступны онлайн, что значительно упростило сбор мнений. Поэтому в последние месяцы они стали применяться чаще и более масштабно.

В этом году Минстрой России на регулярной основе начал проводить вебинары, касающиеся разных аспектов городской среды, и это тоже способствует распространению новых форматов коммуникаций с жителями. С февраля прошло уже 24 вебинара, участие в них приняли более 8,5 тыс. человек. Так что регионы готовы применять наиболее актуальные методы взаимодействия с жителями, и сейчас есть все условия для того, чтобы не подходить к вопросу информирования граждан о происходящем в городе формально. Назову пару конкретных, показавших свою эффективность примеров. В городе Богучар Воронежской области для обсуждения концепции благоустройства проводился прямой эфир с ответами на поступающие вопросы в сети Instagram, также пользователям предлагалось записать видео с ответами на вопросы о проекте.

Интересный кейс наблюдался в Якутии - мессенджер WhatsApp, крайне популярный в республике, часто выступающий и как новостной портал, и как агрегатор сервисов, стал еще и площадкой для сбора мнений и запросов от граждан. В городах-участниках конкурса малых городов и исторических поселений появились отдельные чаты, посвященные благоустройству, - таким образом удалось получить большое число пожеланий, замечаний, фото и видео от жителей, на которые можно было ориентироваться при формировании проектов. Через чаты также шло информирование об онлайн-конференциях по теме благоустройства.

Но ведь это примеры неких точечных, частных решений, по конкретным вопросам. Будет ли выстроена систематическая работа, с масштабной выборкой?

Да, в перспективе речь идет о более широком распространении в регионах формата организованного взаимодействия и вовлечения - цифровых платформ, на которых жители смогут принимать участие в опросах и голосованиях, кампаниях по сбору средств, получать практически полезную информацию. Такие примеры уже есть - так, в Нижегородской области объекты благоустройства на 2021 год определят на основе народного голосования, которое проводится как офлайн, так и онлайн. Очно проголосовать можно было 1 июля, на тех же избирательных участках, где проходило голосование по поправкам в Конституцию. Уже подсчитано число бюллетеней, по проектам благоустройства общественных территорий свои голоса отдали более 130 тыс. человек. И это только очно, потому что онлайн-опрос идет на протяжении двух недель на специальном сайте до 6-го июля включительно.

По итогам, конечно, будет существенный охват населения, особенно учитывая, что принять участие можно с 14 лет. Для обсуждения гражданам предложили 132 объекта. Рейтинговое голосование покажет, в каких из них жители нуждаются больше всего, и именно их будут благоустраивать в первую очередь. Более того, на общественное обсуждение представлены не "пакетные предложение", по которым можно ответить либо "да", либо "нет". Жители могут выбирать, какие функциональные зоны должны быть на объекте благоустройства и отметить степень их важности. Пожелания будут учтены на этапе проектирования, и это - один из качественных, положительных примеров вовлечения жителей, который стал востребован в том числе из-за коронавируса.

Бум онлайн-сервисов ускоряет внедрение технологий "умного" города. Каких нововведений можно ожидать?

Действительно, эпидемиологическая ситуация побуждает города не просто преображаться внешне, но еще и намного быстрее набираться "знаний" - мы увидели, как за максимально короткие сроки создаются и внедряются технические решения, на которые могли требоваться месяцы и годы. Они же станут и дальнейшим драйвером развития городов.

Комфортное проживание складывается из мелочей, поэтому россияне заметят обновление городских процессов благодаря, конечно, появлению новых сервисов и услуг и упрощению старых. Если мы говорим о домах, то, к примеру, уже сейчас можно, например, сдать показания счетчика коммунальных ресурсов с помощью чат-бота. А в дальнейшем все управление домами перейдет на онлайн-платформу, для этого уже создана законодательная база: в этом году был принят закон, приравнивающий дистанционные собрания собственников жилья к очным. Поменяется и логистика. Модель нового транспортного поведения предписывает снижать число социальных контактов, поэтому, по ожиданиям экспертов, люди станут больше ходить пешком и намного чаще пользоваться шеринг-системами.

Что мы увидим в итоге? Опыт самоизоляции и продолжительного карантина поменяет города в сторону открытости. Они станут более "дружелюбными" к пешеходам и пользователям шеринговых сервисов, более адаптированными к изменениям в пользу граждан и более чуткими к их запросам. При этом повысится и заинтересованность самих жителей в том, чтобы участвовать в преобразованиях - онлайн-форматы вовлечения значительно экономит время всех участников процесса формирования городской среды и позволяют собрать много полезных данных.