Главный архитектор Москвы о том, как сочетать интересы переселенцев и тех, кто остается
Москва. 2 октября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Совсем недавно были подведены итоги архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепций пяти экспериментальных площадок программы реновации жилья. О том, что будет дальше с этими концепциями, рассказал в интервью "Интерфаксу" главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Сергей Олегович, подведение итогов этого конкурса несколько раз переносилось. Почему сдвигались сроки?
Действительно, сроки подведения итогов конкурса несколько раз менялись, но для этого есть ряд серьезных причин. Мэр города Сергей Собянин дал поручение провести встречи с жителями тех районов, где предполагается реализовывать проекты, победившие в конкурсе. Мы очень долго обсуждали предложения архитектурных консорциумов с горожанами; в итоге было собрано мнение максимально широкого круга москвичей, ведь эти встречи посетили около 6-7 тысяч человек. Архитекторы представляли свои проекты, а мы фиксировали - как люди на них реагировали, и делали для себя выводы. Получив все эти данные, мы провели собрание конкурсной комиссии, суммировали все эти мысли и внимательно изучили техническую возможность реализации этих предложений.
Не секрет, что на бумаге архитектура часто выглядит иначе, чем в жизни. Вот для того, чтобы этого не получилось, в рамках программы реновации мы так внимательно и долго проводили консультации с экспертами, специалистами и, конечно, жителями, в поисках максимально качественного и эффективного результата. Это очень трудоемкая работа, требующая и времени, и усилий.
Во время обсуждений проектов жители высказывали свои пожелания. Насколько получилось их учесть в конкурсных работах, насколько архитекторы к ним прислушались?
Концепции, победившие в конкурсе, по своим возможностям очень широки. Они предполагают комплексное развитие этих территорий, оставляя возможность для "маневра". На этапе разработки проектов планировки территорий мы постараемся максимально учесть то, о чем просили нас люди.
Сейчас подведены итоги конкурса, какая техническая работа предстоит в дальнейшем?
На днях состоялся семинар с финалистами, на котором мы проговорили весь график движения и все возможные вопросы. Мы рассчитываем, что не только по этим пилотным проектам, но и по ряду других площадок до конца года пройдут первые этапы согласований. За это время мы хотели бы дойти до публичных слушаний. То есть, какие-то конкретные очертания будущих проектов появятся уже довольно скоро - в этом году.
Вы упомянули команды, принимавшие участие в конкурсе, а кто был в жюри, кто оценивал представленные концепции?
В состав жюри вошли представители различных профильных органов власти, Союза архитекторов России, приглашенные независимые эксперты, российские и зарубежные архитекторы, специалисты по транспорту, социологии и другим отраслям. Плюс ко всему работа велась в тесном контакте с Общественной палатой города Москвы. Хотел бы сказать большое спасибо коллегам, которые регулярно присутствовали на всех слушаниях и помогали нам эффективно общаться с жителями реновируемых районов. Думаю, мы и дальше продолжим работу с Общественной палатой.
Конкурс был открытым и ознакомиться с работами мог любой желающий, а где сегодня можно посмотреть на победившие предложения?
Все концепции на протяжении нескольких месяцев экспонировались в "Доме на Брестской" и все желающие могли их изучить. Сегодня самое простое - посмотреть работы победителей в интернете, никакого секрета из предложенных концепций никто не делал, наоборот, конкурс был максимально прозрачен. Хотя, я надеюсь, что все интересующиеся уже знакомы с предложениями архитекторов.
Какие вопросы или аспекты в конкурсных предложениях вызывали наибольшую дискуссию у членов жюри?
Набор таких вопросов довольно обычный при рассмотрении градостроительной концепции. Это экономическая составляющая проекта, ведь всем понятно, что перестроить целый район стандартных пятиэтажек на новый формат комфортного жилья - это серьезные затраты.
Важной была и тематика зеленых насаждений. Если посмотреть, некоторые районы буквально заросли зеленью и важно было понять - как работать с этой зеленью, как по максимуму ее сохранять.
Серьезно обсуждались и инженерные аспекты. Так, было много дискуссий по необходимости и объему перекладки сетей. Немаловажен и вопрос транспортного обеспечения - стоит задача создания новых районов в уже сложившейся среде и их "подключения" к существующим городским магистралям, проблема строительства новых проездов.
Прорабатывались и вопросы обеспечения новых кварталов объектами социально-культурной и спортивной инфраструктуры. Могу заверить, что проекты рассматривались очень детально.
В чем "фишки" победивших концепций?
Есть разные интересные предложения, однако, самое главное в этих проектах как раз не погоня за "фишками". Главное в них - поиск компромиссов, каким образом учесть массу интересов тех жителей, кто остается жить в этих районах и не участвует в проекте реновации, и тех, кто участвует.
Этот конкурс был довольно специфический, он был направлен не столько на поиск архитектурного образа, сколько на поиск этого очень сложного компромисса территории. Поэтому я бы не искал здесь сейчас каких-то "фишек".
Тот или иной проект победил не потому, что там здания какие-то оригинальные, а потому, что был найден способ сделать городскую среду нового качества. Такую среду, которая обогатит и капитализирует район, сделает его более полезным для жителей и города в целом.
Будут ли каким-либо образом использоваться те предложения, которые не победили?
Я бы сказал, что мы будем работать с теми людьми, кто делал эти предложения. Мы рассматриваем финалистов конкурса как архитектурный авангард, как людей, во-первых, уже погруженных в тему, и, во-вторых, мотивированных к этой работе. Мы приняли решение, что привлекаться к дальнейшей работе будут все финалисты. В идеале, именно они и должны принимать участие в разработке проектов планировки.
В профессиональной среде интерес к конкурсу был гигантский, но надо понимать, что такой строгий отбор был не случайным. Ведь задача, поставленная перед конкурсантами, очень специфическая. Для того, чтобы выполнить такой объем работы, надо иметь определенный опыт, состав бюро и специалистов. Поэтому мы очень дорожим этим активом, с которым и планируем в будущем работать.
Можно ли ожидать, что в перспективе будут проводиться аналогичные конкурсы по другим площадкам?
Сейчас сложно сказать, но я бы считал, что острой необходимости в проведении конкурса по каждой площадке нет. Конкурсы занимают очень много времени, и если на каждом этапе проводить эксперименты и конкурсы, это существенно растянет по срокам всю программу. Мы и в дальнейшем можем пользоваться этим конкурсом, как опытом, не тратя столько времени.
СПРАВКА
Победители конкурса экспериментальных площадок реновации:
- Кузьминки: SPEECH, НП "НИИ транспорта и дорожного хозяйства", ООО "Илья Мочалов и Партнеры"
- Головинский: ООО "АБ Асадова", ООО "КИМ-Ш", PROSPECTA
- Царицыно: АБ "Сергей Скуратов Architects"
- Проспект Вернадского: ООО "Мастер’c план", Bofill Arquitectura, S.L.
- Хорошево-Мневники: UNK project, Nikken Sekkei, Drees & Sommer