Для эффективного развития ГЧП необходимо выстроить отношения между бизнесом и властью - мнение

Москва. 2 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ -  Государственно-частное партнерство – сложившаяся и эффективная форма взаимодействия государства и частного бизнеса, позволяющая реализовывать проекты различного уровня сложности. Именно ГЧП позволяет претворять в жизнь социально значимые, но не всегда экономически эффективные с точки зрения инвестиционных вложений проекты. И в этой связи крайне важно максимально грамотно выстроить взаимоотношения между государством и инвесторами, сбалансировав интересы всех участников ГЧП-процесса, поделился своим мнением генеральный директор Инвестиционной группы "РВМ Капитал", председатель комитета по инвестициям Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) Феликс Блинов на КЭФ-2019.

В своем выступлении он акцентировал внимание собравшихся на том, что, несмотря на тот факт, что рынок ГЧП-проектов в России уже сложился, и по итогам 2018 года объем вложений в инфраструктуру в рамках ГЧП-проектов составил рекордных 525 млрд руб., уровень проработки проектов, предлагаемых инвесторам, зачастую оставляет желать лучшего. И это барьер, который может стать непреодолимым для инвестора.

"Не редки случаи, когда на сайте администрации региона предлагается к реализации проект, у которого вроде бы есть и концепция, и прописанный CAPEX, и IRR, – рассказал Феликс Блинов. – Но когда начинаешь вдаваться в детали, выясняется, что все это – только идеи, а по факту у проекта нет ни финансовой, ни маркетинговой модели, зачастую даже не определена точная локация для его реализации, а цифры «взяты с потолка".

Еще один важный момент при организации эффективного взаимодействия власти и бизнеса – это структурирование проекта в соответствии с его инвестиционной составляющей. Еще на старте проекта его инициаторы должны четко понимать, какой объем инвестиций нужен для его реализации и какому уровню инвестора он соответствует.

"Например, для муниципальных концессий до 500 миллионов рублей инвестором, скорее всего, станет профильная компания из региона, а на региональные проекты от одного до 50 миллиардов рублей придут участники федерального бизнеса. Если небольших проектов несколько, и они «единообразны», то их лучше собрать в пул и уже после этого искать концессионера. Иногда почему-то считается, что наличие одной идеи уже означает готовую концессию, что, конечно, в корне неверно. Может показаться, что я говорю о базовых понятиях, но такие ситуации все же встречаются", – делился опытом Ф.Блинов.

Кроме того, хорошими инструментами, позволяющими привести в норму показатели экономической эффективности инфраструктурных и социальных проектов, являются минимальный гарантированный доход (МГД) и капитальный грант, которые, по мнению Ф. Блинова, нужно использовать активнее.

"Минимальный гарантированный доход не только закрывает риск спроса, но и позволяет привлечь банковское финансирование, расширить инвестиционные рамки проектов и, в результате, снизить стоимость услуги для конечного потребителя", - поделился Ф.Блинов.