АСР предлагает создать антикоррупционную экспертизу

Пока же государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ, считают специалисты организации

Действующие нормы и расценки на строительные, ремонтные и другие виды работ устарели и не учитывают применение высокопроизводительных машин и механизмов, современных технологий и материалов. Это приводит к тому, что на практике, строители вынуждены "закладывать" в сметы и исполнительную документацию устаревшие расценки. В ряде случаев – с явно завышенными и неадекватными показателями затрат.

Такое заявление сделал директор департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы АСР, президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин на заседании Комиссии РСПП по строительному комплексу. Тема обсуждения - "О состоянии ценообразования в строительстве и антикризисных мерах в строительстве в области ценообразования".

"Возникает ситуация, когда государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ", - заключил он.

По его мнению, все процедуры современной системы ценообразования для объектов бюджетного финансирования должны проходить антикоррупционную экспертизу.

Одним из важнейших направлений эффективного использования бюджетных ассигнований и оптимизации денежных потоков в отрасли является совершенствование системы ценообразования в строительстве и ремонте объектов жилищно-коммунального и гражданского назначения. Однако действующий в настоящее время порядок определения стоимости строительства и ремонта не удовлетворяет требованиям текущего момента развития экономики России, считает П.Горячкин.

По его словам, сегодня компании обязаны осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Сметные нормативы используются при этом для определения затрат на строительство объекта.

"Сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения, зачастую – в разы. Достоверность определения сметной стоимости строительства в проектной документации вызывает сомнения. Примерно в 85% проектов стоимость существенно завышается", - рассказал П.Горячкин.

Определение стоимости строительства и ремонта сегодня выполняется с использованием многочисленных поправочных коэффициентов, индексов, условий и ограничений, имеющих заведомо субъективный характер и позволяющих изменять результаты расчета стоимости в угоду тем или иным участникам инвестиционно-строительной деятельности, считает он.

За последние 20 лет новые сметные нормы практически не разрабатывались. А опубликованные нормы для новых строительных материалов и технологий немногочисленны, и разработаны по методике советской системы нормирования в строительстве. Устаревшие государственные сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются за новые разработки, сетует докладчик.

Агрессивная экспансия административного ценообразования в строительстве, проводимая ФГУ ФЦЦС в последние годы, попытка монополизировать право на публикацию и реализацию нормативно-методической продукции по экономике строительства привела к полной потере разработок рыночного характера, отмечает эксперт.

По его мнению, определение сметных затрат на строительство по старой административной схеме не позволяет осуществлять планирование стоимости строительства с учетом текущих рыночных условий и не дает возможность вывести ценообразование строительства из теневой, коррумпированной сферы экономики.

"Все это вызывает недовольство со стороны специалистов и органов по ценообразованию в строительстве субъектов Российской Федерации", - заявил П.Горячкин.

"Масштаб стоящих перед строительным комплексом страны задач вызывает необходимость выработки новых подходов к правилам определения стоимости строительства. Если срочно не принять меры по разработке и внедрению новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве, стоимость реализации проектов будет и дальше необоснованно расти", - прогнозирует докладчик.

По его мнению, основная задача сейчас — сосредоточить работу на развитии сметно-нормативной базы в основном за счет ускоренной разработки норм и расценок на новые, эффективные технологии в строительстве и ЖКХ.

Современное рыночное ценообразования это не частные вопросы отрасли, Министерства или администраций, это важнейший элемент государственной экономической политики страны, провозгласившей рыночные отношения как основу конституционного устройства России, считает П.Горячкин.

"Практика бюджетного ценообразования должна быть встроена в общую национальную систему профессиональных стандартов определения стоимости строительства и ремонта. Минрегионразвития обязано участвовать в создании современной системы ценообразования, при этом все разработки, предложения и нормативы, созданные с использованием бюджетных средств должны представляться на рынок инжиниринговых и консультационных услуг от имени Министерства на безоговорочной и безвозмездной основе", - считает он.

"Определяя стратегию рыночного ценообразования в отрасли сегодня и на перспективу, с учетом положений антикризисного плана правительства, необходимо установить открытый порядок формирования договорных цен на строительство и ремонт, где минимизируются риски воздействия человеческого фактора на уровень цен, исключается конфликт интересов должностных лиц и снижается коррупционный потенциал системы ценообразования", - считает П.Горячкин.

Он предлагает, чтобы все процедуры современной системы ценообразования для объектов бюджетного финансирования "прошли антикоррупционную экспертизу на предмет выявления дискреции – неконтролируемой возможности чиновников всех уровней решать экономические вопросы ценообразования по собственному усмотрению".

Такие мероприятия, по мнению эксперта, позволят оптимизировать процесс оказания государственных услуг, согласования и контроля в сфере бюджетного ценообразования, сделав его транспарентным и подконтрольным гражданскому обществу.

"Предложенные направления совершенствования нормирования и ценообразования будут способствовать скорейшему выходу из финансово-экономического кризиса и созданию условий для дальнейшего развития отрасли жилищно-коммунальных услуг и строительного комплекса в регионах России на новом уровне достоверности и качества определения справедливых цен на строительство и ремонт", - подытожил П.Горячкин.

Сергей Велесевич