Interfax-Russia.ru – "Алмаз-Антей" собирается в 2024 году начать выпуск грузовиков на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге.
Уход из России
Японский автоконцерн Toyota Motor Corp. принял решение временно остановить производство автомобилей в России, как и другие зарубежные автопроизводители, в начале марта 2022 года. Как сообщала газета Nikkei, свое решение о приостановке Toyota связала со сложностями в поставке запчастей из-за рубежа в РФ.
Российское представительство Toyota (ООО "Тойота Мотор") было зарегистрировано в 2001 году. Филиалом компании является завод Toyota в Санкт-Петербурге. Предприятие ввели в эксплуатацию в конце 2007 года, оно выпускало модели RAV4 и Camry в рамках заключенного СПИКа с Минпромторгом РФ. Общая сумма инвестиций со стороны Toyota по контракту заявлялась на уровне 20 млрд рублей. Мощности завода рассчитаны на выпуск 100 тыс. автомобилей в год.
Вместе с тем Toyota не планировала уходить из России. Временную приостановку поставок автомобилей Toyota и Lexus в Россию "Интерфаксу" в пресс-службе компании также объясняли "нарушением логистических цепочек поставок в регионе".
"Планов по уходу с рынка и закрытию завода нет", - сказали тогда в Toyota.
Однако в сентябре 2022 года Минпромторг РФ сообщил о том, что ООО "Тойота Мотор" полностью прекращает производство автомобилей на своем заводе в Санкт-Петербурге.
"Компания "Тойота Мотор" закрывает сборочную площадку в Санкт-Петербурге. При этом она обеспечит выполнение всех социальных обязательств перед коллективом, а также значительные дополнительные компенсационные выплаты", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Минпромторга РФ.
Общее количество сотрудников ООО "Тойота Мотор" на тот момент по оценке компании составляло 2 тыс. 350 человек
В министерстве также отмечали, что компания сохранит послепродажное обслуживание автомобилей марок Toyota и Lexus и поддержку дилерской сети.
"Минпромторг России совместно с правительством Санкт-Петербурга прорабатывают возможные сценарии развития данной площадки", - добавлял регулятор.
Позже и в Toyota распространили пресс-релиз о сворачивании операций в РФ, в котором сообщили, что "после шести месяцев простоя компания не видит реалистичной возможности для возобновления производства в будущем".
Операционную деятельность московского офиса ООО "Тойота Мотор" решили "оптимизировать и реструктурировать с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания клиентов Toyota и Lexus в России". Автопроизводитель также обещал предложить своим сотрудникам "поддержку, включая помощь в дальнейшем трудоустройстве, обучении и повышенные выплаты".
Как сообщал "Интерфаксу" глава комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, основную массу сотрудников завода "Тойота" в городе уволят по соглашению сторон с компенсацией.
"Грамотные руководители на "Тойоте" основную часть сотрудников увольняют по соглашению сторон, и это не отражается в статистике сокращений. Условия увольнения более чем щедрые, с превышением норм российского законодательства: это 12 среднемесячных зарплат плюс одна среднемесячная заработная плата за каждый год, отработанный на заводе", - рассказывал Чернейко, уточняя, что речь идет именно о средней зарплате, а не об окладе.
Чернейко подтвердил, что речь идет о более чем 2 тыс. человек. По его мнению, это не окажет серьезного влияния на рынок труда в Санкт-Петербурге.
В японском автоконцерне расходы, связанные с прекращением выпуска автомобилей в России, оценили в 97 млрд иен (более $650 млн). При этом главный бухгалтер Toyota Масахиро Ямамото пояснял, что соответствующая "сумма убытков, понесенных в первом полугодии, включает расходы на увольнение уходящих сотрудников и расходы в связи с обесценением активов".
Увольнение сотрудников российского автозавода компания начала в середине ноября 2022 года и планировала завершить до конца декабря. После новогодних праздников, сообщали "Интерфаксу" в пресс-службе российской компании, в компании осталось 277 человек, из которых 76 были заняты на заводе в Санкт-Петербурге. И, как констатировали власти северной столицы, увольнение сотрудников автозавода Toyota прошло без нарушений.
Заводские активы
Между тем судьба питерского завода Toyota долгое время оставалась под вопросом. Еще в ноябре 2022 года вице-премьер, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявлял, что министерство не обсуждает вариант передачи активов японского автоконцерна Toyota в пользу ФГУП "НАМИ" и сценарий фактического огосударствления производственных активов уходящего с российского рынка игрока автопрома, реализованный в случае с Renault-Nissan, в случае Toyota не рассматривается.
ФГУП "НАМИ" к тому времени уже получило в распоряжение активы двух иностранных участников российского авторынка, решивших прекратить деятельность в России. Сначала за символическую цену институт получил на баланс долю французской Renault в "АвтоВАЗе", затем Минпромторг сообщил об аналогичной схеме в отношении активов японской Nissan.
В декабре 2022 года "Интерфаксу" в пресс-службе министерства подтвердили, что завод Toyota в РФ проходит консервацию, и НАМИ по-прежнему не рассматривает его покупку. При этом в Минпромторге сообщили, что совместно с петербургским правительством прорабатываются возможные варианты развития производственной площадки.
Однако уже в марте Мантуров в кулуарах съезда РСПП отмечал, что Минпромторг все же прорабатывает вопрос передачи активов Toyota в РФ в пользу НАМИ.
Автозавод Toyota с оборудованием и землей перешел в госсобственность РФ в конце марта.
"Производственная площадка Toyota в Петербурге на данном этапе перешла государству в лице подведомственного Минпромторгу России ФГУП "НАМИ". Соглашение подразумевает полную передачу прав собственности на здание завода, оборудование и землю", - сообщали в министерстве.
Подробностями сделки министерство не поделилось, но отмечало, что регулятор прорабатывает возможные варианты для скорейшего возобновления производства на данном заводе.
Со своей стороны губернатор северной столицы Александр Беглов в начале марта проинформировал о планах по возвращению автомобильной отрасли в Санкт-Петербург – в городе, помимо японской Toyota, размещены мощности бывшего японского автозавода Nissan и южнокорейского автоконцерна Hyundai.
Также Беглов пообещал создать на базе бывшего завода Toyota образовательное учреждение.
В свою очередь глава Минпромторга РФ в апреле поделился планами о производстве на заводе Toyota в Санкт-Петербурге разработанного концерном ВКО "Алмаз-Антей" электрокроссовера E-Neva. По словам Мантурова, производство электрокара может начаться в 2026 году.
"А до этого времени есть варианты еще с кем-то из автопроизводителей делать сборку, чтобы раскачать само производство", - добавил Мантуров.
А на днях пресс-служба ВКО "Алмаз-Антей" сообщила о том, что уже в 2024 году на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге планируется начать производство разработанного инжиниринговым центром АО "Обуховский завод" (входит в концерн ВКО "Алмаз-Антей") грузового автомобиля гражданского назначения БАЗ-S36A11.
"Безусловно, в ближайшее время предстоит большая работа по наладке производственных мощностей для выпуска серии автомобилей на новой для нас площадке. (...) Мы уверены, что при поддержке Минпромторга нам удастся восполнить дефицит рынка гражданского автотранспорта, образовавшийся после ухода иностранных компаний", - приводятся в сообщении слова гендиректора Обуховского завода Михаила Подвязникова.
"Обуховский завод" с 27 апреля также назначен управляющей компанией для активов бывшего завода "Тойота Мотор". В новом статусе Обуховский завод будет заниматься оперативной деятельностью по управлению предприятием для организации производства автомобилей.