Interfax-Russia.ru – "Клад Нарышкиных" представили на выставке в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге - около 340 раритетных предметов экспонируются в том же виде, в котором их нашли.
"Тайны Санкт-Петербурга" из предметов "клада Нарышкиных" - так называется выставка, которая 4 июня открылась Константиновском дворце. На экспозиции представлены наиболее ценные предметы из "клада века", обнаруженного 27 марта этого года в ходе реконструкции особняка Нарышкиных на улице Чайковского сотрудниками группы компаний "Интарсия", ведущей реставрационные работы на объекте.
Тайник находился на стыке самого особняка Нарышкина и флигеля, пристроенного позже. Клад был уложен в 37 коробок. Все предметы были завернуты в оберточную бумагу или газеты, датированные мартом, июнем и сентябрем 1917 года.
Часть обнаруженного клада пытались похитить рабочие субподрядной организации, работающей на реконструкции особняка Нарышкиных-Трубецких. Однако службе собственной безопасности компании-генподрядчика "Интарсия" в последний момент удалось предотвратить попытку вывоза ценностей.
"Два мешка, наполненные серебряными предметами, строители, работающие на реконструкции здания, замаскировали под строительный мусор, чтобы в дальнейшем вывезти с территории стройки. По подозрению в совершении данного преступления задержаны двое рабочих, оба граждане республики Таджикистан", - сообщили в ГУ МВД по северной столице. По данным "антикварного" отдела полиции Санкт-Петербурга, подозреваемые оборудовали два схрона, где спрятали часть клада.
При этом уголовное дело в отношении рабочих, пытавшихся украсть клад, возбуждать не стали. Как пояснил "Интерфаксу" начальник "антикварного" отдела ГУ МВД по северной столице Владислав Кириллов, уголовное дело может быть возбуждено только после установления владельца клада. "Для возбуждения дела необходимо, как минимум, два момента: собственник имущества, которое пытались похитить, и заявление в полицию", - отметил он.
Что касается возможных собственников клада, то пока этот вопрос остается открытым. Напомним, что в соответствии ч.2 ст.233 ГК РФ, на часть клада либо вознаграждение имеют право лица, нашедшие клад и собственники земельного участка, либо строения, в котором он был обнаружен.
Так, если бы рабочие не попытались украсть часть сокровища, то они могли бы претендовать на серьезное вознаграждение, которое могло достигать половины рыночной стоимости найденных предметов.
В компании, ведущей реставрационные работы в особняке, где был найден клад, поясняют, что место, где был обнаружен тайник, находится в общедолевой собственности. В этом случае права на клад имеют город в лице комитета по управлению городским имуществом, ООО "Интерсия" и физическое лицо, т.е. собственники помещений флигеля.
А вот потомки семьи Нарышкиных на клад претендовать не могут. Дело в том, что еще декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 года, "помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, обращались во всенародное достояние (переходили государству)".
При этом, согласно примечанию к ст.59 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, которое никто не отменял, бывшие собственники, имущество которых было экспроприировано на основании революционного права или перешло во владение трудящихся до 22 мая 1922 года, не имеют права требовать возвращения этого имущества. Это означает, что все наследники, которые могли бы претендовать на данное имущество, потеряли свое право на владение им с момента экспроприации.
Вместе с тем адвокат Юрий Новолодский не исключил, что часть найденных предметов может быть передана потомкам. "В истории Петербурга уже есть прецеденты, когда в 1992 году к нам обратились два армянина с вопросом о возврате храма и многоэтажного дома на Невском проспекте", - пояснил юрист.
Он отметил, что указанный вопрос решался при непосредственном участии мэра города Анатолия Собчака, и указанные постройки были возвращены армянской общине. При этом Новолодский подчеркнул, что массовая реституция в России невозможна, так как нанесет серьезный урон экономике государства.
Пока же представители рода Нарышкиных не отказались от претензий на клад. Так, в начале апреля 65-летний Петр Нарышкин, проживающий в Южно-Африканской республике, не исключил, что может стать претендентом на унаследование обнаруженного в Санкт-Петербурге фамильного клада, хотя и не является родственником Нарышкиных по прямой линии.
Позже найденным кладом заинтересовались и прямые потомки Нарышкиных. "Это две замечательных дамы. Одна из них живет в Париже, другая - в Швейцарии", - рассказал представитель Ассоциации членов семьи Романовых в России Иван Арцишевский.
По его словам, найденный в Санкт-Петербурге клад вызвал огромный интерес как в России, так и в Европе, что позволило отыскать потомков дворянской фамилии, о которых ранее в Ассоциации не знали.
Между тем в Российском Доме Романовых считают, что клад, который нашли в особняке Нарышкиных-Трубецких, должен быть выставлен на всеобщее обозрение в музее, и отвергают возможность реституции.
"Глава Дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна неоднократно заявляла, что она против реституции. Также против реституции были ее отец и дед, которые возглавляли Императорский дом в изгнании. Она подчеркивает, что возврат какого бы то ни было имущества чреват опасностью для гражданского мира в стране", - заявил "Интерфаксу" директор канцелярии Дома Романовых Александр Закатов.
Так что же представляет из себя "клад Нарышкиных"? По информации городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, в инвентаризационный список при изучении находки внесли более 2 тыс. предметов.
При этом специалистов впечатляет целостность и полнота коллекции, аналогов которой в российских музеях нет. Пять практически полных сервизов на все случай жизни (столовые и чайно-кофейные) – представители и свидетели эпохи конца XIX и начала XX веков – дошли до нас в идеальном состоянии, несмотря на 95 долгих лет, прошедших с момента их сокрытия.
Найденные сервизы столового серебра русской и европейской работы, скорее всего, были сделаны по заказу семьи Нарышкиных. В пользу этого предположения говорит то, что на многих вещах имеются их фамильные гербы. На предметах российской работы клейма лучших отечественных ювелиров второй половины XIX – начала XX века: Овчинников, Хлебников, братья Грачевы, Кейбель, большинство из которых были поставщиками императорского двора. Среди коллекции особо выделяется парадный столовый сервиз в "русском стиле" Игната Сазикова.
Самой малочисленной оказалась посуда с клеймами Фаберже – солонка и кубок, больше напоминающий по своим размерам рюмочку. Кроме того, найдено несколько мелких пасхальных подвесок – россыпью и на цепочке, – хранившихся в футляре с клеймом Фаберже, наручные часы и небольшие настольные часы в корпусе гильошированной эмали.
Среди столовых сервизов интересен сервиз французской фирмы Aucoc Aine c фигурными держателями крышек. Коллекцию столового серебра дополняли французские ножи с перламутровыми и фарфоровыми расписными ручками, ящики с приборами. Небольшое количество предметов из фарфора (блюдце и чашка) можно объяснить лишь тем, что такую посуду было легче перевезти через границу: материальной ценности с точки зрения новой власти она не представляла.
Также было найдено несколько боевых орденов Российской Империи: орден Святой Анны, орден святого Станислава и орден святого Владимира с мечами. Это высокие награды для штаб-офицерских чинов, то есть от чина подполковника. Кроме того, обнаружены медали "В память 300-летия царствования дома Романовых" и "В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.", которые вручались военнослужащим, а также сербская медаль и черногорский орден.
Среди наград обнаружены и две георгиевские медали, которые давались только нижним чинам. Медали номерные и, соответственно, есть возможность определить личность награжденного. Кроме наград сохранилось свидетельство на медаль "За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации", выданное на имя поручика Сергея Сомова, который, возможно, являлся дальним родственником семейства Нарышкиных, так как на некоторых предметах рядом с гербом Нарышкиных изображен герб Сомовых.
До лучших времен были спрятаны в тайнике и массивные канделябры-жирандоли, несколько пар запонок, браслеты, золоченый обруч для волос, два настольных зеркала в серебряных рамах, серебряные несессеры, зеркала и щетки в серебряных оправах и даже расческа для волос, наполовину лишившаяся зубцов.
Причем большая часть "клада Нарышкиных" в изумительном состоянии. "Больше всего за долгие годы хранения пострадали большемерные предметы, есть потери, потемнение серебра, так как они хранились без упаковки. В отличие от большей части клада, предметы которого были найдены в специальных саше или завернутыми в фартуки, пропитанными уксусом", - рассказала журналистам главный специалист отдела учета комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга Антонина Заинчковская.
Временным местом хранения уникального клада стал Дворец конгрессов в Стрельне. Как сообщил "Интерфаксу" начальник "антикварного" отдела ГУ МВД северной столицы, он будет там находиться до окончательного выяснения всех юридических деталей о принадлежности клада и окончания всех экспертиз.
Часть найденного клада - около 340 раритетных предметов – представили на открывшейся 4 июня выставке "Тайны Санкт-Петербурга". Теперь с уникальными находками могут познакомиться жители северной столицы и гости города.
Впрочем, президент государственного музея заповедника "Петергоф" Вадим Знаменов убежден, что тайные комнаты петербургских дворцов скрывают еще немало кладов. Он отметил, что лично видел комнаты "непонятного предназначения", открывавшиеся при реконструкции особняков в центре города. "Там была вековая пыль и паутина, было очевидно, что в них не заходили с момента, когда они были закрыты", - отметил эксперт.
Он напомнил, что существуют раритеты, след которых исчез во время революции и до сих пор не был найден: "Например, коллекция оружия Юсуповых. До сих пор неизвестно, что с ней. Предметы из нее не всплывали ни на аукционах, ни в частных коллекциях".
Вместе с тем из 55 кладов, найденных на территории Санкт-Петербурга за последние 200 лет, клад Нарышкиных-Сомовых считается самым крупным.
Коллекции еще предстоит пройти экспертизу и оценку. Этим займутся Минкультуры и Минфин. По оценкам специалистов, на работу потребуется больше года, после чего будет решаться судьба клада. В Доме Романовых считают, что находки, подобные этому кладу, должны быть всенародным достоянием, находиться в государственных музейных хранилищах и быть доступными всем соотечественникам, чтобы они могли восхищаться и гордиться красотой работ русских мастеров.
Обозреватель Анастасия Николаева