Транзит с ограничениями

Interfax-Russia.ru — Литва частично запретила транзит железнодорожных грузов в Калининградскую область. Москва считает приостановку транзита незаконной и требует отменить блокаду.

Транзит с ограничениями
© РИА Новости. Виталий Аньков

В рамках санкций

 

Железнодорожный транзит грузов в Калининградскую область из других регионов России будет значительно урезан властями Литвы, сообщил губернатор области Антон Алиханов вечером 17 июня.

"Железные дороги Литвы уведомили Калининградскую железную дорогу, что с 00 часов завтрашнего дня прекращают транзит в Калининградскую область и из нее большого перечня товаров, которые подпадают под европейские санкции. Якобы они получили разъяснения от Европейской комиссии, что на запрещенные к ввозу в ЕС товары не распространяется разрешение, на основе которых транзит осуществлялся ранее", — сообщил Алиханов в своем телеграм-канале.

По его словам, по предварительным оценкам, это касается от 40% до 50% всей номенклатуры транзитных грузов, в том числе строительных грузов, цемента, металлов и других важных товаров.

Данная ситуация потребует от властей постановки на железнодорожную паромную линию Балтийск - Усть-Луга новых судов, отметил глава региона. И такая работа уже идет совместно с федеральными ведомствами и компаниями — Минтрансом, Росморпортом, РЖД, МИДом и другими, сказал Алиханов.

"Мы также попытаемся получить правильные разъяснения от Еврокомиссии по данной ситуации. Мы считаем, что это грубейшее нарушение протоколов по вступлению в ЕС стран Прибалтики, это нарушение правил свободного транзита в/из Калининградской области. Это было обязательство ЕС и Прибалтики. Это и гуманитарный вопрос, попытка экономического удушения нашего региона. Будем добиваться пересмотра такого рода разъяснений", — добавил губернатор.

Если ситуация не изменится и придется наращивать мощности паромной линии, власти региона будут просить федеральный центр о субсидиях, так как стоимость логистики перевозов возрастет, сказал он. Будем делать все возможное, чтобы ситуация в регионе не ухудшалась, заключил Алиханов.

Со своей стороны глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис заявил, что запрет на железнодорожный транзит продукции из стали и черных металлов между основной территорией Россией и Калининградской областью через Литву стал результатом введения Евросоюзом санкций в отношении России.

"Во-первых, это не действия Литвы, это европейские санкции, которые будут применяться с 17 июня. А санкции в настоящее время применяются железными дорогами, которые информируют своих клиентов о том, что товары, попавшие под санкции с 17 июня, — это сталь и другая продукция, произведенная из железной руды, которая больше не будет импортироваться через Литву. Это осуществляется в консультациях с Европейской комиссией и в соответствии с ее решениями", — заявил Ландсбергис перед встречей министров иностранных дел ЕС в Люксембурге.

Об этом запрете было известно с середины марта как части четвертого пакета санкций Европейского Союза, сообщает агентство BNS со ссылкой на литовский Департамент таможни.

По словам его представителя, пакет санкций ЕС, принятый 15 марта, ввел ограничения на российскую сталь и другую продукцию из черных металлов по договорам, заключенным до 17 июня, и с прошлой субботы их нельзя перевозить по территории Сообщества.

"Сухопутный транзит между Калининградской областью и другими регионами России не остановлен и не заблокирован. Транзит пассажиров и грузов, не попавших под санкции ЕС, продолжается. Литва не вводила никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на этот транзит. Никаких дополнительных указаний мы не получали и никаких дальнейших действий не предпринимаем", — сказала BNS представитель Департамента таможни Лина Лауринайтите-Григене.

По ее словам, такой же запрет вступит в силу с 10 июля в отношении цемента, алкоголя и другой продукции, с 10 августа — в отношении угля и других твердых ископаемых, с 5 декабря — российской нефти.

 

Незаконно и недопустимо

 

Между тем, на то, что блокада Калининградской области со стороны Литвы идет вразрез с международным правом указал вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. В своем телеграм-канале он отметил, что Литва, как государство-член ЕС, в рамках санкций нарушает целый ряд юридически обязательных международно-правовых актов, затрагивающих не только обязательства самой Литвы, но и Европейского Союза в целом.

Он сослался на ст.12 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Евросоюзом от 24 июня 1994 года, которое, по словам вице-спикера, еще не денонсировано. Согласно этому документу, "каждая сторона обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой стороны".

Кроме того, Косачев отметил, что свобода транзита — "один из краеугольных принципов" ВТО. Так, в ст.5 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года "устанавливается свобода транзита через территорию каждой договаривающейся стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита, для транзитных перевозок на территории или из территорий других договаривающихся сторон".

"Такими темпами Запад может дойти и до нарушения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, где также есть свобода транзита и свобода открытого моря, которая пока еще позволяет проходить судам в Калининградскую область через "нейтральные воды". Аналогично — воздушное пространство", — подчеркнул Косачев.

В свою очередь глава временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов напомнил еще об одном документе — "Совместном заявлении о транзите между Калининградской областью и остальной территорией РФ" между Россией и Евросоюзом от 2002 года.

По мнению сенатора, решив остановить почти половину грузов, идущих в калининградском направлении, Вильнюс "выбил стул" на котором сам сидел все эти годы в качестве страны-члена ЕС.

"А Евросоюз, если он незамедлительно не исправит наглую выходу Вильнюса, сам же дезавуирует для нас легитимность всех документов о членстве Литвы в ЕС и развяжет руки для решения созданной Литвой проблемы калининградского транзита любыми избранными нами способами", — отметил Климов.

Кроме того, он напомнил, что Литву взяли в НАТО в 2004 с учетом проблемы "калининградского транзита".

"Таким образом, недопустимое поведение Вильнюса теперь ставит под удар весь этот военно-политический блок, который де-юре начинает руками одного из своих стран-членов неприемлемую блокаду субъекта РФ. Последнюю можно оценить как прямую агрессию в отношении России, буквально вынуждающую нас безотлагательно прибегнуть к должной самозащите", — добавил сенатор.

Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас также назвал попытку установления фактической блокады Калининградской области со стороны Литвы "нарушением суверенитета России над данным регионом", отметив, что это "может являться основанием для очень жестких и абсолютно законных действий со стороны России".

О незаконности решения Литвы приостановить транзит в Калининградскую область товаров, попавших под санкции ЕС, заявили и в Кремле.

"Это решение, действительно, беспрецедентное, это является нарушением всего и вся. Мы понимаем, что это связано с соответствующим решением Европейского союза распространить действие санкций на транзит. Это тоже считаем незаконным", — сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

По его словам, ситуация является "более чем серьезной", требующей глубокого анализа перед тем, как формулировать какие-то меры и решения.

"Этот глубокий анализ в течение предстоящих нескольких дней будет произведен", — пообещал представитель Кремля, добавив, что для выработки единой позиции предстоит собрать точки зрения по линии разных ведомств.

 

Ответные меры

 

Со своей стороны глава Калининградской области сообщил, что регион выдвинул "три серьезных предложения относительно ответных мер со стороны Российской Федерации, которые могут коснуться в том числе транспортного комплекса Прибалтики".

"В случае если эти незаконные ограничения на перевозку товаров из Калининградской области не будут сняты нашими европейскими соседями, будем предлагать федеральным властям принять соответствующие ответные меры, чтобы их действия не оставались без ответа", — отметил Алиханов.

Он еще раз подчеркнул, что действия Литвы по ограничению транзита в Калининград незаконны и могут иметь далеко идущие последствия для Евросоюза. По его словам, региональные власти уже работают с министерством иностранных дел по этому вопросу.

В частности, уточнил Алиханов в эфире телеканала "Россия 24", в ответ на решение Вильнюса в отношении продукции, следующей в Калининградскую область из других районов РФ, Россия может ограничить транзит литовских товаров.

"Давайте откроем карту и посмотрим, куда им везти те грузы, которые доставляются к ним в порты. Если исключить транзит через территорию РФ, то их конкурентоспособность не то что сильно падает, а просто обнуляется", — сказал губернатор Калининградской области.

По его мнению, по линии транспортного комплекса эти ответные меры достаточно очевидны и крайне болезненны.

"Сейчас можно говорить, что под ударом сами же литовцы, сами же литовские железные дороги, поскольку для них калининградский транзит был источником заработка, дополнительных средств для развития инфраструктуры, а сейчас у них этих денег не будет", — сказал губернатор.

20 июня в МИД России была вызвана временная поверенная в делах Литвы Виргиния Умбрасене. Главе дипмиссии был заявлен решительный протест в связи с введенным Вильнюсом без предварительного уведомления российской стороны запретом на железнодорожный транзит большой номенклатуры грузов через территорию Литвы в Калининградскую область.

"Потребовали незамедлительной отмены этих рестрикций", — подчеркнули на Смоленской площади.

В МИД РФ также отметили, что если в ближайшее время грузовой транзит между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации через Литву не будет восстановлен в полном объеме, то Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов.

В российском внешнеполитическом ведомстве расценили "провокационные меры" литовской стороны, нарушающие международно-правовые обязательства Литвы, прежде всего Совместное заявление Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации как "открыто враждебные".

До введения Литвой ограничений железнодорожный грузовой и пассажирский транзит осуществлялся в стандартном режиме. Железнодорожный пассажирский и грузовой транзит проходит через два пограничных пункта пропуска. Проезд пассажиров регламентируется посольством Литвы в России, а в транзитных поездах россиянам дипломаты Литвы выдают специальные проездные документы.

Так же транзитом через Литву Калининградская область получает природный газ.

Причем, в конце февраля премьер Литвы Ингрида Шимоните в эфире местного СМИ заявляла, что Литва не может в одностороннем порядке остановить транзит в Калининградскую область.

"Калининградский транзит — это транзит представляющий составляющую часть права ЕС. Это отдельное соглашение между ЕС и РФ. Я бы хотела, чтобы мы в такое не вмешивались, поскольку это не решение Литвы. Мы можем закрыть воздушное пространство, но решение по поводу калининградского транзита — решение ЕС", — сказала премьер.

При этом Литва закрыла свое воздушное пространство для самолетов России. Авиарейсы из Калининграда на основную территорию России выполняются над нейтральными водами Балтийского моря до Санкт-Петербурга и далее.

Повысить транспортную безопасность единственного субъекта РФ, существующего в виде эксклава, позволяет паромная линия. В начале марта на линию Усть-Луга - Балтийск вышел новый автомобильно-железнодорожный паром "Маршал Рокоссовский". До этого на ней работали паромы "Амбал" и "Балтийск", которые уже выработали свой ресурс и нередко встают на ремонт. Кроме того, в апреле на паромную линию Усть-Луга - Балтийск вышло грузовое судно Ursa Major — универсальный сухогруз класса ro-ro/lo-lo (горизонтальной и вертикальной загрузки).

Также в апреле между Балтийском и портом Бронка (Санкт-Петербург) начала работать грузовая линия с двумя судами типа река-море вместимостью 174 и 230 TEU. Суда дедвейтом от 1,5 до 4 тыс. тонн также перевозят генеральные грузы, сыпучие грузы и все те, что не входят в номенклатуру перевозок паромами, в том числе тяжелые и негабаритные.

Обозреватель Анастасия Николаева