Interfax-Russia.ru – Катастрофа авиалайнера Ту-134 под Петрозаводском унесла жизни 45 человек.
"Картина страшная"
Ночь на 21 июня жители гарнизонного сельского поселения Бесовец под Петрозаводском (Карелия) запомнят навсегда. В районе сельского поселения за 15 минут до полуночи на Суояровское шоссе рухнул, или, по авиационной терминологии, "совершил жесткую посадку" пассажирский самолет.
Первоначально в МЧС РФ не располагали даже точными данными о количестве пассажиров. "По предварительным данным, на борту были 43 пассажира и 5 членов экипажа. На данный момент четыре пострадавших в тяжелом состоянии доставлены в больницу", - сообщила "Интерфаксу" после катастрофы начальник управления информации МЧС РФ Ирина Андрианова. По ее словам, при посадке фюзеляж самолета развалился, начался пожар, но через час его потушили.
Представитель прокуратуры Карелии, комментируя последствия крушения, заявил, что обломки самолета чудом не задели жилые дома. "Картина на месте происшествия страшная. Тут месиво", - отметил он.
По словам очевидцев, тела погибших пассажиров, как и обломки самолета, раскидало вдоль трассы на несколько десятков метров.
Понятно, что сведения о погибших и пострадавших постоянно изменялись. Сначала со ссылкой на МЧС сообщалось о 5 или 6 пострадавших, отправленных в больницу. Однако уже к 2 часам ночи вторника стало ясно – спастись удалось единицам.
К утру вторника стали известны истинные масштабы катастрофы.
"По уточненным данным, на борту самолета Ту-134 под Петрозаводском находились 43 пассажира и 9 членов экипажа, а не 5, как сообщалось ранее. По последним данным, 44 человека из 52 находящихся на борту погибли, 8 получили ранения различной степени тяжести", - заявила Ирина Андрианова. Экипаж самолета Ту-134-А3 (бортовой номер 65691) погиб в полном составе.
Когда пострадавших разместили в клиниках Петрозаводска, появилась более точная информация: у большинства состояние крайне тяжелое, у одного из пострадавших ожог 90% поверхности тела, все выжившие находятся в реанимации. К 7 часам утра вторника в Петрозаводске приземлился самолет ИЛ-76 МЧС РФ. На борту – три мобильных медицинских модуля для транспортировки пострадавших. Тем же бортом прилетели 15 спасателей отряда "Центроспас", психологи, представители Центра медицины катастроф. К утру среды удалось опознать более 20 тел погибших.
Больше всего опасений у медиков вызывало опасение состояние десятилетнего сахалинца Антона Терехина. Он летел с матерью Оксаной и сестрой Настей 1995 года рождения. Оксана Терехина погибла, а ее детей госпитализировали. К сожалению, жизнь мальчика спасти не удалось, он стал 45-й жертвой катастрофы. "Травмы ребенка были очень тяжелыми", - сообщила "Интерфаксу" министр здравоохранения и социального развития Карелии Валентина Улич. По ее данным, Настя Терехина самолетом Ил-76 была доставлена в Национальный Медико-Хирургический центр им. Н.И. Пирогова в Москве. Ее состояние также крайне тяжелое.
Как сообщает МЧС РФ, на борту разбившегося самолета было 12 человек из Москвы, четверо из Московской области, пять человек из Петрозаводска, четверо из районов Карелии, один человек из Самары, трое из Южно-Сахалинска, один из Томска, один из Омска, двое из Волгограда, один из Иваново и один - из Нижнего Новгорода.
Были на борту и известные люди. При крушении самолета погиб генеральный директор лесопромышленной компании "Инвестлеспром" Дмитрий Маслов, а также футбольный арбитр ФИФА Владимир Петтай и пятеро высокопоставленных сотрудников Росатома.
Среди погибших не только россияне. На борту Ту-134 был один гражданин Швеции, один гражданин Нидерландов, двое граждан Украины, а также четыре человека с двойным гражданством - РФ и США.
Стечение обстоятельств или…
По данным Росавиации, лайнер, потерпевший крушение в Карелии, был цел до удара о землю. В первые часы после столкновения самолета с землей пришлось не только спасать живых и разыскивать тела мертвых, но и начинать расследование произошедшего по горячим следам. На место происшествия выехала оперативная группа Северо-западного управления на транспорте СК РФ. По факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек), его примет к производству Главное следственное управление (ГСУ) СК РФ.
На рассвете полиция оцепила место аварии. Следователи и криминалисты продолжали работу. И хотя в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) заявляют, что о причинах крушения авиалайнера говорить рано, так как еще идет расследование, первые версии ЧП озвучили представители авиакомпании "РусЭйр", которой принадлежит самолет, и руководство аэропорта в Петрозаводске.
Как заявили "Интерфаксу" в авиакомпании, главный вопрос для руководства авиакомпании – почему самолет стал садиться именно на шоссе, хотя порог взлетно-посадочной полосы (ВПП), по данным Росавиации, был всего в 700 метрах от места столкновения Ту-134 с шоссе.
Одной из возможных причин крушения в компании считают отключение огней на ВПП. При этом у самолета было достаточно топлива, чтобы уйти на запасной аэродром, сообщил "Интерфаксу" представитель "РусЭйр". Он подчеркнул, что авиадиспетчеры аэропорта в Петрозаводске дали разрешение экипажу Ту-134 на посадку.
Эту информацию подтверждают и в МЧС Карелии. Вместе с тем там отметили, что самолет садился в сложных метеоусловиях. "В момент авиакатастрофы видимость в окрестностях Петрозаводска не превышала 300 метров", - сообщил представитель МЧС. Вместе с тем он добавил, что аэропорт Петрозаводска способен принимать воздушные суда при такой погоде.
Заслуженный пилот России Вадим Базыкин считает, что к крушению Ту-134 под Петрозаводском привел комплекс причин, но отмечает, что даже минутной неисправности посадочных огней достаточно для катастрофы. "Все сразу набралось: плохая погода, темное время суток, перебои с электроснабжением взлетно-посадочной полосы", - сказал Базыкин "Интерфаксу" во вторник. Он подчеркнул, что огни высокой интенсивности имеют большое значение для пилотов при посадке. "Летчик старается цепляться за огни, они очень помогают. Если огни вдруг погаснут у пилота, как у любого человека, наступает кратковременная дезориентация на 2-3 секунды, именно этих секунд пилотам могло не хватить", - сказал Базыкин.
По его словам, Ту-134 считается одним из самых надежных самолетов, но его особенностью является очень высокая скорость посадки. "Для него существует своя высота принятия решения, если пилот не пошел на второй круг, значит, он был уверен при посадке", - отметил Базыкин. При этом он исключил возможность того, что экипаж мог перепутать посадочную полосу и шоссе. "Такие случаи были, но в прошлом, когда летчики привыкали, что полоса не освещена. Сейчас главным ориентиром служат посадочные огни", - сказал эксперт.
Отметим, что аэропорт Петрозаводска является базой как для гражданской, так и для военной авиации, поэтому надежности работы наземных систем оповещения здесь придается особое значение. В аэропорту есть резервные источники питания в том числе и для сигнальных огней ВПП. И все же по каким-то причинам экипаж Ту-134 использовал мачты уличного освещения на автодороге, прилегающей к аэродрому, в качестве ориентиров для посадки.
Со своей стороны генеральный директор аэропорта в Бесовце Алексей Кузмицкий предлагает собственную версию: обрыв линии электропередачи. По его мнению, заходя на посадку, экипаж Ту-134 ошибся и обесточил ВПП. "Из-за ошибки пилотирования Ту-134 зацепил линию электропередачи, оборвал ее, обесточив, таким образом, посадочную полосу", - отметил он. По его словам, буквально через три секунды запустились резервные источники питания, и посадочные огни на ВПП снова загорелись. "Однако экипажу это уже не помогло", - заявил Кузмицкий.
Роковая ошибка?
Расследование авиаинцидента продолжается. По распоряжению министра транспорта РФ Игоря Левитина создана рабочая группа, в которую вошли представители Ространснадзора и Росавиации. Эта группа займется выяснением обстоятельств катастрофы. В аэропорту Петрозаводска и аэропорту "Домодедово" следователи изъяли материалы по разбившемуся самолету.
Как пояснил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, в рамках дела анализируются записи переговоров наземных служб с экипажем самолета, проверяются данные по метеоусловиям. А в "Домодедово" кроме документов также взяты образцы топлива, которым был заправлен Ту-134.
"Следствие рассматривает несколько версий авиакатастрофы: человеческий фактор, то есть ошибку пилота или наземных служб аэропорта, сложные метеоусловия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта", - сообщил "Интерфаксу" Владимир Маркин.
К версии о человеческом факторе склоняются эксперты, опрошенные "Интерфаксом"."Я хорошо знаю этот самолет (Ту-134 – ИФ). Он морально устарел, но это очень надежный самолет. За 40 лет эксплуатации по количеству аварий - это один из самых надежных самолетов в мире", - прокомментировал агентству известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. Он испытал десятки типов и модификаций самолетов, командовал многоразовым космическим кораблем "Буран".
По его словам, причину катастрофы установит расследование, но из заявлений официальных лиц можно сделать вывод о том, что к аварии привела ошибка экипажа. "Пока – ошибка экипажа. Даже если погасли посадочные огни, это не значит, что обязательно должна быть катастрофа. Если посадочные огни не работают, наземные службы предупреждают об этом, самолет уходит на второй круг или на запасной аэродром", - сказал Толбоев. "Всегда человеческий фактор будет определяющим, особенно сейчас, когда подготовка летного состава остается ни низком уровне и без контроля со стороны государства", - заявил эксперт. По его мнению, много времени для завершения расследования не понадобится – "есть свидетели и бортовые самописцы сохранились".
Кстати, оба бортовых самописца найдены, они находятся в хорошем состоянии. Возможно, они помогут пролить свет истины на причины, заставившие экипаж садиться на шоссе.
Шансы на это велики. "Все бортовые регистраторы в аварийном полете были работоспособны и зарегистрировали информацию", - сообщили "Интерфаксу" в Межгосударственном авиационном комитете, который в среду начал расшифровку "черных ящиков". "Механизмы не подверглись воздействию пожара и огнегасящих составов. Все данные магнитных лент бортовых регистраторов скопированы и в настоящее время изучаются на предмет качества и полноты зарегистрированной информации", - сообщили в МАК. Официальный представитель комитета, правда, затруднился сказать, сколько времени займет расшифровка бортовых самописцев.
Добавим, что семьям погибших в авиакатастрофе власти Карелии выделят из бюджета республики по 1 млн рублей. Об этом сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе главы региона. Получить эти средства семьи погибших смогут через территориальные органы соцзащиты населения. Собеседник агентства подчеркнул, что речь идет именно о единовременной выплате в качестве материальной помощи, а не о компенсации, вопрос о которой будет решаться после установления причин катастрофы.
Обозреватели Елена Глушкова, Сергей Нагорный