Interfax-Russia.ru – Массовая акция протеста против повышения транспортного налога, переросшая в антиправительственный митинг, прошла в Калининграде. Власти и эксперты делают выводы.
В акции протеста, состоявшейся 30 января у калининградского Дома Советов, по разным данным, приняли участие от 7 до 10 тысяч человек. Организаторы задумывали митинг как акцию против повышения транспортного налога в регионе, получили санкцию на его проведение, однако в итоге собравшиеся потребовали куда более серьезных перемен – отставки губернатора Калининградской области Георгия Бооса, федерального и областного правительств, возвращения к выборности губернаторов и т.д.
Отметим, что столь массовых акций протеста российский анклав не знал с перестроечных времен. Волновался Калининград и в прошлом году, например, когда правительство повысило ввозные пошлины на иномарки, что лишило прибыльного бизнеса по перегону автомобилей из-за рубежа тысячи коммерсантов, а простых граждан – возможности купить недорогую подержанную иномарку. Однако массовость последнего митинга для федеральных и местных властей стала неожиданностью. Теперь оргвыводы делают на всех уровнях без исключения – начиная от администрации президента России заканчивая региональным парламентом.
Примечательно, что в парламенте выводы сделали еще до проведения митинга. 28 января калининградские депутаты с подачи "Единой России" официально пошли на попятную, отказавшись от непопулярной идеи введения высоких ставок транспортного налога. Как сообщили "Интерфаксу" в региональном парламенте, депутаты поддержали законопроект, согласно которому ставки транспортного налога по основным видам транспорта на 2010 год останутся на уровне 2008 года. Незначительное увеличение налога коснется только мотоциклов и автобусов.
Но было поздно – организаторы акции протеста, в отличие от депутатов, и не думали отменять свои планы. Дело в том, что калининградцы всерьез обиделись на региональное правительство не сегодня, а еще в ноябре прошлого года, когда чиновники одобрили рост ставки налога на транспорт в среднем на 25%. Возможно, это была вынужденная контрмера со стороны правительства, ведь в Калининградской области задолженность физических лиц по налогу на транспорт сегодня одна из самых высоких в стране. По данным пресс-службы регионального налогового управления, в 2009 году физлица не уплатили транспортный налог на сумму около 700 млн рублей – этот долг на 51,9% больше, чем в 2008 году. В ответ на смелый замысел правительства автомобилисты и представители оппозиции провели в декабре митинг протеста, на котором собралось более 4 тысяч человек. Это должно было стать тревожным звонком для правительства области.
В январе протестные настроения в регионе, теперь уже активно подпитываемые оппозицией, усилились. Претензии к властям росли как снежный ком. Как рассказал "Интерфаксу" 30 января – накануне митинга – лидер региональной общественной организации "Справедливость" Константин Дорошок, даже после решения местного парламента не повышать налоговую повинность для автовладельцев "региональные ставки транспортного налога остаются одними из самых высоких в России, к тому же высокий налог – не единственная претензия граждан к власти".
Сам митинг прошел хоть и эмоционально, но без серьезных происшествий. За соблюдением правопорядка следили около 1 тысячи сотрудников милиции. Над головами протестовавших развивались флаги КПРФ, ЛДПР, "Патриотов России", ветеранских организаций и региональных общественных движений. Как уже было сказано выше, лозунги о транспортном налоге плавно сменились громкими политическими требованиями.
Эта ситуация вызвала немедленную реакцию в Кремле. Уже в понедельник в Калининград прибыли полномочный представитель президента в СЗФО Илья Клебанов и заместитель генпрокурора РФ по СЗФО Александр Гуцан. Они встретились с главой региона, обсудили причины и последствия митинга, а также общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию по области в целом. В среду депутат Калининградской областной думы Соломон Гинзбург сообщил "Интерфаксу", что "в Калининграде уже начал работу начальник управления президента по внутренней политике Олег Говорун". По словам депутата, представителя администрации президента предметно интересует "оппозиционное видение причин, вызвавших митинг протеста 30 января". Гинзбург сообщил, что несколько оппозиционных политиков были накануне приглашены в Москву, где провели встречу с чиновниками администрации президента. "Вопросы к ним звучали такие же, что и в Калининграде: ситуация в целом и в частности, а также причины общественного недовольства местной властью", - пояснил депутат.
Между тем, губернатор области Георгий Боос в четверг планировал встретиться с лидером регионального движения "Солидарность" Константином Дорошком, однако, как рассказал сам оппозиционер, встреча так и не состоялась. "Мне позвонил руководитель местного отделения "Единой России", председатель регионального парламента Сергей Булычев и сообщил, что встреча с губернатором, назначенная на четверг, не состоится. Причин отмены он не назвал. Как и в первый раз, когда он передавал приглашение, разговор был очень кратким", - сообщил "Интерфаксу" в четверг Дорошок. Он не стал высказывать какие-либо предположения по данному факту.
Ранее Дорошок заявил изданию "Коммерсант", что на заседании штаба протестных действий, состоявшемся в среду, его члены договорились о том, что подождут месяц ответа властей на резолюцию митинга, после чего разработают план дальнейших действий, в том числе проведение новых акций протеста. "Мы поставили цель и будем ей следовать. Нас можно подкупить, только построив детсады, школы, сделав бесплатными медицину и образование, создав рабочие места", - сказал оппозиционер.
Тем временем, в среду журналистам стало известно о том, что из администрации президента РФ неожиданно уволился советник управления по внутренней политике – известный политтехнолог и философ Олег Матвейчев. Именно он курировал Калининградскую область. Об этом газете "Ведомости" рассказали информированные источники в администрации Медведева и партии "Единая Россия". Матвейчев работал на должности советника с 2006 года. Сам чиновник утверждает, что уволился по собственному желанию: "Мне 1 февраля 40 лет исполнилось. Решил начать новую жизнь. Сам написал заявление, у меня много творческих планов", - объяснил он изданию. Политологи же не сомневаются, что он стал первой и, возможно, не последней "жертвой" разбора полетов после событий 30 января.
Реакция на события в Калининграде последовала не только в Кремле, но и в Госдуме. Так, в "Единой России" считают, что во всем виновата оппозиция, которая, подсуетившись, сыграла на настроении населения и превратила митинг с конкретными требованиями, которые были удовлетворены, в политическую демонстрацию. "Сегодняшний митинг в Калининграде, к сожалению, свидетельствует о том, что граждане не разобрались в ситуации относительно пересмотра транспортного налога, а чиновники не смогли внятно, доступно и квалифицированно объяснить людям, что их права не будут нарушены", - заявил руководитель Центрального исполнительного комитета "Единой России" Андрей Воробьев, которого цитирует сайт партии. "Те же представители оппозиции, которые пытаются обманом вывести людей на улицу, действуют в собственных интересах. Такая циничная позиция вызывает возмущение", - добавил партийный функционер.
В свою очередь, заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме, зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков считает, что партия власти должна вникнуть в суть требований участников акции массового протеста в Калининграде, а не пытаться найти и наказать ее зачинщиков. "Выезд высокопоставленной делегации от партии власти в Калининградскую область свидетельствует о том, что власть не только очень оперативно, но и болезненно отреагировала на массовый митинг оппозиции", - сказал Гудков во вторник журналистам.
Однако у него есть сомнения, "что члены этой делегации будут доискиваться истинных причин, подтолкнувших людей выйти на площадь". "Скорее всего, чиновники будут искать так называемых "стрелочников" и зачинщиков акции для их наказания", - предположил депутат. Он считает, что правительственная комиссия должна сделать все для того, чтобы "лечить болезнь, а не устранять ее симптомы".
У экспертов также неоднозначные мнения и прогнозы как относительно причин массового недовольства, так и по дальнейшему развитию ситуации. Так, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер в своей статье "Калининград-2010", размещенной в блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы", среди факторов, способствовавших прорыву политических требований населения, отмечает специфику географического положения региона. "Все-таки сказывается эксклавное (островное) положение. Вокруг – Европа, а точнее – Евросоюз. Хотим мы того или не хотим, но местные жители (в отличие, например, от жителей Курганской области) могут воочию убедиться в разнице не просто уровня, но и качества жизни между Россией и Западом", - пишет Гонтмахер, добавляя, что в Калининградской области "отразились все наши системные беды". Чтобы не допустить дальнейших волнений, в том числе и в других регионах, эксперт считает необходимым, "не дожидаясь времени "Ч", приступать к решительной демократизации политической жизни страны".
Аналитики Центра политических технологий (ЦПТ) считают, что глава Калининградской области Георгий Боос находится в достаточно непростой ситуации. "По сути, речь может идти о том, что в Калининграде складывается некий образец того, как власть может действовать в условиях значительного роста протестного движения. Сейчас Кремль и сами оппозиционные лидеры прощупывают почву: что дают уступки, что дает жесткая позиция и каковы вообще рамки допустимого для всех участников политического процесса", - пишет в своем расширенном комментарии к ситуации, размещенном на сайте ЦПТ Politcom.ru, руководитель аналитического департамента центра Татьяна Становая. При этом эксперт делает вывод о том, что Боос пока справляется и ведет себя "весьма рационально".
В Центре политических технологий уверены, что об отставке главы региона сейчас "и речи идти не может, ведь в этом случае есть риск эффекта "домино": оппозиция может почувствовать свою способность "снимать" глав регионов, и протестная активность усилится". Впрочем, в руководстве региона теперь должны понимать – со всем, что задевает интересы автомобилистов, впредь придется обходиться очень аккуратно, ведь Калининградская область – один из наиболее "автомобилизированных" регионов. На миллион местных жителей здесь приходится около 350 тысяч транспортных средств. А протестовать в янтарном краю, как мы убедились за последние месяцы, научились громко и слаженно.
Обозреватель Максим Кирчатов