Северо-Запад / Точка зрения 13 сентября 2012 г. 14:32

Кино за деньги

Interfax-Russia.ru – Возрождение "Ленфильма" обойдется в 1,5 млрд рублей. Тем временем члены Общественного совета киностудии собирают документы для обращения в суд и прокуратуру.

Долгое время судьба киностудии "Ленфильм" висела на волоске: старейшая российская кинофабрика (создана в апреле 1918 года) увязала в долгах и с каждым годом производила все меньше фильмов. Пока огромные съемочные павильоны "Ленфильма" простаивали без дела, на территории военно-морской базы в пригороде Санкт-Петербурга полным ходом шло строительство декораций для съемок одного из самых масштабных российских проектов – фильма Федора Бондарчука "Сталинград". Хотя, если бы решение по "Ленфильму" приняли еще в 2011 году, съемки могли организовать в павильонах легендарной питерской киностудии.

О путях спасения "Ленфильма" рассуждали давно, но только в 2008 году заговорили о возможной приватизации киностудии, а уже в феврале 2011 года стало известно, что фабрикой заинтересовался концерт "Всемирные русские студии", в состав которого входит акционерная финансовая корпорация "Система" (АФК "Система"). Предполагали, что государство составит с АФК "Система" частно-государственное партнерство, и на базе киностудии "Ленфильм" появится ОАО "Объединенная киностудия "Ленфильм". При этом государство должно владеть частью акций киностудии (не менее чем 25% плюс одна акция), остальное отдавалось на откуп концерну "Всемирные русские студии".

По данным "Российской газеты", бизнесмены собирались сохранить бренд "Ленфильма", при этом планировали перевезти киностудию с ее исторического места на Каменноостровском проспекте Санкт-Петербурга в новое помещение студии "Ленфильм XXI" на улице Генерала Хрулева.

Однако такие планы не устроили известных кинорежиссеров Алексея Германа-старшего и Александра Сокурова, которые были убеждены, что частно-государственное партнерство не пойдет на пользу "Ленфильму", а после переноса киностудии на ее месте в центре города появится бизнес-центр.

Они написали открытое письмо Владимиру Путину, бывшему тогда премьер-министром РФ, и вошли в Общественный совет при киностудии, который принялся за разработку своей концепции развития - отсутствие плана развития "Ленфильма" отпугивало потенциальных инвесторов.

Члены совета отказались от возможной продажи части площадей студии, зато не исключали, что могут обратиться к государству с просьбой предоставить киностудии льготный кредит.

"Мне этот проект очень нравится. Это трезвая серьезная большая работа, которая решительным образом отличается от того, что подавал город, и что подавал совет директоров киностудии, который, на мой взгляд, представил абсолютно абсурдный план, по сути означающий разрушение киностудии", – сказал кинорежиссер Александр Сокуров в эфире радиостанции "Эхо Петербурга", отметив, что в общей сложности такая реанимация "Ленфильма" обойдется в 2 млрд рублей.

Кроме того, по мнению членов Общественного совета, "Ленфильм" нужно было разделить на несколько департаментов, которые подчинялись бы гендиректору студии и художественному совету. А те, в свою очередь, отчитывались бы перед советом директоров.

"Работа с дебютами должна быть организована последовательно, и мы хотим, чтобы у "Ленфильма" была именно такая специализация - дебюты. При "Ленфильме" должен быть центр по высшему и среднему профессиональному образованию", – заявил Александр Сокуров.

Также члены совета предложили создать в каждом крупном городе России филиалы "Ленфильма" с кинотеатрами и специальными бюро, которые будут искать талантливую молодежь. А при самом "Ленфильме" организовать центр по производству и прокату кино.

"Для этого мы рассчитываем на кредит в 2 млрд рублей. Я хочу отметить, что мы не просим эти 2 млрд рублей у государства, мы просим коммерческий кредит у Сбербанка или ВТБ под ставку рефинансирования 8%", – сказал продюсер Андрей Сигле.

Одновременно с Общественным советом "Ленфильма" свою концепцию разрабатывали и члены совета директоров студии – они предполагали создать на ее основе кинокомплекс и собственный продюсерский центр. Но такое будущее студии не устроило Общественный совет.

Как пояснил председатель совета директоров киностудии Эдуард Пичугин, их вариант не предполагает перепрофилирования или продажи активов "Ленфильма", зато дает возможность для работы. К тому же, эта концепция не требует финансовых вливаний, дотаций и субсидий – нужны только заказы на производство картин.

"Например, пятый павильон, самый большой, сейчас используется как склад мебели, реквизита. Мы предполагаем заняться там производством фильмов, а складам определить другое место. В Сосновой Поляне около 10 гектаров земли, два неотремонтированных павильона, есть автобазы и главное - решены все вопросы с инженерными коммуникациями. Там идеальное место для того, чтобы поставить гигантский павильон-трансформер и использовать несколько гектаров под натурную площадку", – рассказал в интервью "Российской газете" Эдуард Пичугин.

По подсчетам членов совета директоров студии, для превращения "Ленфильма" в продюсерский центр и студийный кинокомплекс придется вложить 1 млрд 530 млн 300 тыс. рублей. Причем, сразу нужно вложить 300 млн рублей.

"Для такой фабрики, акционерного общества – это подъемные деньги. Ленфильмовцы потеряли свой фильмофонд (сейчас он принадлежит Госфильмофонду и не приносит доходов киностудии - ИФ), который создавался на протяжении всей истории. Надо вернуть основную часть дохода от него, и я знаю, что министр культуры уже согласовал и направил инициативу в правительство", – пояснил Пичугин.

Он также отметил, что проект совета директоров "Ленфильма" предполагает сохранение студии на прежнем месте и создание проекта "Кинолофт".

"Его появление обусловлено стремлением молодежи активно включиться в процесс развития киностудии "Ленфильм". Основная идея заключается в создании при киностудии нового действующего киносообщества, состоящего из молодых профессионалов. Будет создано два направления – кинобизнес-инкубатор и арт-лаборатория", – отметил собеседник "РГ".

Авторы идеи предлагали отчислять в пользу "Ленфильма" 80% дохода, полученного Госфильмфондом от показа картин ленинградской киностудии. Или заключить лицензионный договор между компаниями, по которому киностудии предоставят исключительную лицензию на использование фильмов в течение 10 лет.

В зависимости от выбранного решения авторы концепции видят два сценария развития событий: пессимистический (без доходов от фильмофонда), который окупится за восемь лет, и оптимистический, окупающийся за шесть лет.

Также планировалось взять кредиты в нескольких банках, в том числе и в коммерческих. И использовать опыт зарубежных киностудий – например, Rent House. По мнению членов совета директоров, это помогло бы возродить киностудию, вывести бренд "Ленфильм" на мировой кинорынок и снимать на студии не менее 15 фильмов и четырех сериалов в год.

Впрочем, члены Общественного совета без энтузиазма отнеслись к предложениям, назвав их недоношенными.

Несмотря на активную работу над концепциями развития киностудии, ее будущее оставалось туманным вплоть до августа 2012 года, когда президент РФ Владимир Путин написал поручение премьер-министру Дмитрию Медведеву и министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой проработать вопрос о сохранении и развитии "Ленфильма".

Оставалось только определиться с концепцией, но ни одно предложение полностью не устраивало ни одну из сторон, хотя многие и отмечали схожесть концепций.

"На мой взгляд, обе представленные концепции весьма похожи не только по целям и задачам, но и по механизмам организации работы, объему финансирования и составу документов. Если оценивать финансовые риски реализации, то в проекте, предложенном советом директоров, их меньше", – рассказал Interfax-Russia.ru управляющий партнер исследовательской компании Romir Movie Research Олег Иванов, отметив, что, по его мнению, "Ленфильм" нужно развивать по сценарию возрождения "Мосфильма", передать фильмотеку в собственность студии, а ее саму отдать в собственность государства.

"Важность такой производственной площадки, как "Ленфильм", не вызывает и тени сомнения. Поскольку "Ленфильм" – это не только история и опыт, сам город Санкт-Петербург – очень важный для кино объект и должен обладать собственной производственной базой. Но даже при выходе на полную производственную мощность, на мой взгляд, "Ленфильм" не сможет производить более 10 фильмов в год. Сейчас это 1/7 всего российского кинопроизводства. По моим оценкам, реальное восстановление "Ленфильма" сейчас обойдется в $40 млн (около 12,5 млрд руб. – ИФ) без учета долгов киностудии", – пояснил Олег Иванов.

Первой сдалась АФК "Синема". По данным радио "Бизнес FM", вице-президент корпорации Андрей Теребенин передал министру культуры России Владимиру Мединскому официальное письмо, в котором сообщил, что компания не сможет объединить в одном проекте личные и творческие интересы кинематографистов и задачу спасения "Ленфильма". Впрочем, некоторые эксперты предполагали, что причины для отказа от проекта могут быть связаны с его стоимостью или негативным влиянием на репутацию АФК "Синема".

"Очень много эмоций, люди не читают реальные документы - тот проект, который был подготовлен Минкультом. Там все сказано: ни о каких попытках понастроить коттеджей на территории "Ленфильма" речи не идет", – подчеркнули в корпорации.

Впрочем, несмотря на первую реакцию киносообщества, многие с сожалением говорили о решении компании выйти из игры.

Так член Общественного совета "Ленфильма" продюсер Андрей Сигле считает, что сама концепция, предложенная АФК "Система", проводилась правильно с экономической точки зрения, и компания с Общественным советом не сошлись лишь в оценке имущественного комплекса "Ленфильма".

В свою очередь управляющий партнер исследовательской компании Romir Movie Research Олег Иванов убежден, что наличие трех разных вариантов развития "Ленфильма" сделало бы обсуждения объективнее.

"Мне очень жаль, что АФК "Система" сняла свой проект с обсуждения. Поскольку, чем больше разных вариантов, в том числе и диаметрально противоположных, тем больше реальных решений может войти в итоговый проект вывода "Ленфильма" из кризиса", – пояснил Interfax-Russia.ru Олег Иванов.

Финалом "сражения" за "Ленфильм" должно было стать общественное обсуждение двух оставшихся концепций – Общественного совета студии и ее совета директоров. Тогда же выяснилось, что во время работы над программой развития "Ленфильма" Алексей Герман-старший и Александр Сокуров разошлись во мнениях, и к моменту открытого обсуждения Алексей Герман эту концепцию не поддержал.

Большего успеха добились члены совета директоров киностудии: их выступление начиналось с короткого фильма о студии, в котором, помимо прочего, сообщалось, что "Ленфильм" находится в бедственном положении, а закупленное на 8 млн рублей оборудование для звукоцеха оказалось некачественным.

Эта ремарка возмутила продюсера Андрея Сигле, который пообещал подать в суд на совет директоров за эту информацию, отметив, что она наносит вред его деловой репутации.

"Если вы отвечаете за свои слова, то я подам на вас в суд, так как эта информация не соответствует действительности", – заявил продюсер, обращаясь к кинорежиссеру Сергею Снежкину, который снимал фильм. Кроме того, он заявил, что намерен обратиться в прокуратуру с документами о нарушениях в финансовой деятельности руководства "Ленфильма".

"Я надеялся, что все удастся решить внутри студии. Теперь я вижу, что это не получится", - заявил "Интерфаксу" Андрей Сигле, отметив, что покупка оборудования для звукового цеха обошлась в 2 млн рублей.

"Максимум 2 млн, не больше. Я не знаю, откуда они взяли эту цифру – восемь – с потолка, наверное", – заявил он.

В свою очередь, режиссер Сергей Снежкин пояснил, что над фильмом работали его студенты, а он отвечает лишь за концепцию картины.

"Нельзя нанести вред деловой репутации, если ее нет", - заявил он "Интерфаксу".

Впрочем, ни миллионные суммы, ни препирательства авторов идей не повлияли на решение Росимущества, представитель которого и должен был выбрать один из вариантов. Оценив предложения, начальник управления ведомства Оксана Тарасенко заявила, что поддержит концепцию совета директоров. А окончательное решение по прежнему останется за правительством.

***

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".