Interfax-Russia.ru – Сухогруз "Капитан Кузнецов", пропавший в Белом море, нашли через сутки. После выхода на связь корабль проплыл 104 км и сел на мель.
На поиски сухогруза "Капитан Кузнецов", пропавшего в Белом море 15 ноября, у спасателей ушло более суток. Пятиметровые волны, сильный ветер и плохая видимость помешали оперативно начать масштабные поиски.
15 ноября сухогруз "Капитан Кузнецов" класса "река-море", принадлежащий компании "Северо-западное речное пароходство", отправился на ремонт из порта Варандей в Архангельск. Позже выяснилось, что преодолеть шторм кораблю так и не удалось – последний раз борт вышел на связь в 2 часа ночи. Что произошло потом – предстояло выяснить спасателям, которые искали судно.
Когда сухогруз перестал выходить на связь, пограничная служба УФСБ России по Архангельской области (ее пост расположен на мысе Воронов на берегу горла Белого моря) по радио начала опрашивать проходящие морские суда, которые могли видеть корабль. Для его поиска Главное управление МЧС России по Архангельской области создало оперативный штаб, но начать полномасштабную поисковую операцию не давала плохая погода. Улучшения погоды ожидали две группы спасателей и сотрудники погранслужбы ФСБ, а на аэродроме "Васьково" под Архангельском к вылету готовились вертолеты Ми-8, Ка-27 и самолеты Л-410 и Ил-38.
"Никакого сигнала бедствия сухогруз не подавал. В настоящее время силы и средства спасателей только выдвигаются в район предполагаемого нахождения судна. Между тем поиски осложняет нелетная погода, установившаяся в регионе", – сообщил "Интерфаксу" источник в органах Северо-Западного управления морским движением.
После нескольких часов безуспешных попыток связаться с судном спасателям удалось засечь сигнал его аварийных буев.
"По координатам 66 градусов 21 минута северной широты, 51 градус 08 минут восточной долготы и 68 градусов 10 минут северной широты, 42 градуса 27 минут восточной долготы зафиксировано срабатывание аварийных буев", – сообщила пресс-службы МЧС. В указанный район из Мурманска направился ледокол "Владислав Стрижов", днем 16 ноября из Архангельска туда прибыл ледокол "Диксон" и спасательный морской буксир "Капитан Мартышкин".
Пока ледоколы и морской буксир шли на помощь "Капитану Кузнецову", спасатели смогли определить контрольные точки и вероятное направление дрейфа судна – предположительно волнами его отнесло к полуострову Канин в районе реки Кия.
Несмотря на снег, плохую видимость и порывистый ветер 15 ноября в небо поднялся противолодочный самолет Ил-38, который в течение восьми часов обследовал участок акватории Белого моря, где мог находиться сухогруз "Капитан Кузнецов".
"Ожидается, что Ил-38 проведет не менее шести часов над акваторией Белого моря, чтобы обнаружить местонахождение терпящего бедствие судна, последний сеанс связи с которым состоялся сегодня в 2 часа ночи", - сообщил агентству "Интерфакс-АВН" пресс-секретарь командующего Северным флотом капитан 1 ранга Вадим Серга. Поиски велись до глубокой ночи, но результатов не принесли. Однако было решено продолжить операцию на следующее утро, тем более, что погода к тому времени могла улучшиться.
Позже координаты сухогруза удалось определить с помощью системы поиска и спасания КОСПАС/CАРСАТ.
"Оперативно обновляемая информация со спутников КОСПАС/CАРСАТ помогает спасателям лучше сориентироваться, поскольку погодные условия в районе Белого моря сейчас плохие, и видимость затруднена", – сообщил агентству "Интерфакс-АВН" руководитель пресс-службы ОАО "Российские космические системы" Александр Зубахин. Согласно данным спутников, все время поисков корабль дрейфовал.
16 ноября из аэропорта "Васьково" вылетели вертолет Ми-8 с тремя спасателями-пловцами на борту и самолет Л-410 объединенного авиаотряда. Каждые четыре часа с судном пытались установить связь, но сухогруз по-прежнему не отвечал.
Источник в органах Северо-Западного управления морским движением сообщил "Интерфаксу", что на борту разыскиваемого сухогруза "Капитан Кузнецов" находится 11 членов экипажа. Удалось установить и их имена: по данным Дальневосточной ассоциации морских капитанов, на борту находились капитан Юрий Дьяченко, старший помощник Виталий Турусов, второй помощник капитана Илья Власов, старший механик Николай Колтеленков, второй механик Александр Лыков, третий механик Александр Бушуев, электромеханик Владимир Рушанский, старший матрос Олег Тишков, матросы первого класса Сергей Матюнин и Владимир Першин, а также повар Ирина Филючкова. Позже стало известно, что на корабле, помимо команды, есть пассажир, имя которого не установлено.
Тем временем Северо-Западное следственное управление на транспорте СК РФ начало доследственную проверку по факту исчезновения судна "Капитан Кузнецов". Согласно данным пресс-службы ведомства, в порту Архангельска работают следователи и криминалисты, а процессуальное решение будет принято после завершения работ.
Второй день поисков выдался таким же ветреным, но увенчался успехом. Днем экипаж ледокола "Владислав Стрижов" с помощью локатора обнаружил под водой "малоразмерную цель", опознать которую не смогли из-за опасной глубины и плохой видимости. А ближе к полудню Ил-38 нашел разыскиваемое судно.
"Сегодня в 11:15 поступил доклад от экипажа самолета Ил-38 морской авиации Северного флота об обнаружении пропавшего во вторник сухогруза "Капитан Кузнецов". Судно находится в горле Белого моря на плаву, в 104 километрах от места последнего выхода на связь, в 60-ти километрах восточнее мыса Орлов-Терский Тонкий", - сообщил агентству "Интерфакс-АВН" пресс-секретарь командующего Северного флота капитан 1 ранга Вадим Серга.
На верхней палубе сухогруза, севшего на мель, людей не оказалось. Позже выяснилось, что они находились внутри корабля. Спасатели собирались высадиться на палубу, но из-за шторма им этого сделать не удалось. Ледокол "Диксон" также не смог подойти к кораблю из-за маленькой глубины в том месте, где он сел на мель.
"Визуальных признаков аварии на борту сухогруза "Капитан Кузнецов" с воздуха обнаружено не было", – сообщил агентству "Интерфакс-АВН" официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВМФ. Изначально планировалось, что людей с судна поднимут на борт вертолета Ми-8 и доставят на берег, но на месте решение изменили. Удалось запустить двигатель судна, его сняли с мели, и сухогруз "Капитан Кузнецов" под "присмотром" ледокола "Диксон" продолжил свой путь в Архангельск.
Обозреватель Татьяна Кочеткова